БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка — научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.

Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования.  Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

Учреждение дошкольного образования создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.

Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил и не ограничиваться только обучением воспитанников нормам и правилам поведения, а необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение – ребёнок – родители.

ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ:

Обращаем Ваше внимание на требования по обеспечению условий безопасного пребывания воспитанников, изложенные в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь:

«Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать воспитанника воспитателю, а в случае его отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы, помощнику воспитателя.

Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники, знакомые) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении»

Администрация  ГУО «Ясли-сад №102 г.Витебска»  информирует, что в целях безопасного пребывания детей, территория учреждения оборудована круглосуточным видеонаблюдением.

Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно-принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность, за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.
В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун. Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.
ст.159 Уголовного кодекса республики Беларусь — «Оставление в опасности»:
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо не сообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет. 

  • Родители (законные представители) воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю дошкольного образования, а в случае его отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы.Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его родители (законные представители). В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления родителей (законных представителей) воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.Запрещается отдавать воспитанников лицам, которым не исполнилось 16 лет и лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.
  • Недопустимо  отпускать детей одних без сопровождения родителей в детский сад от калитки на территории, равно как и самостоятельный подъём детей в группы на второй этаж без сопровождения родителей
  • Необходимо строго контролировать поведение своего ребёнка во время подъёма и спуска по лестничной площадке второго этажа: запрещается нахождение ребёнка одного, без сопровождения взрослого, на лестничном пролёте; запрещается катание детей на перилах, т.к. такая забава может привести к очень серьёзным травмам; не стоит устраивать на лестничных площадках подвижные игры (об этом Вы должны напоминать своему ребёнку), запрещается скольжение ребёнка по плиточному полу в фойе детского сада (родители должны следить за этим) 

Научить ребенка безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь.  Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей.  Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

Как научить ребенка безопасности?

Каждому возрасту нужен свой подход. Для малышей  — игра лучший способ познания мира. Сгодятся сказки, сказочные герои, чье поведение обязательно нужно обсуждать с малышом, мультики. Можно дать дотронуться до теплой кружки  или утюга пальчиком – научить, что такое «горячо». Не достаточно просто запрещать и говорить «нельзя»   нужно объяснять почему.

Школьникам постарше – моделировать  путь из школы домой, различные ситуации. Проиграть по ролям, что будет делать ваш ребенок, если… Подросткам – давать нужную литературу для раздумий, жизненные примеры и обращение к авторитетам.

Даже взрослому человеку для того, чтобы освежить в памяти какие – то знания необходимо возвращаться к ним примерно через полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ МЧС:

Работники МЧС всегда призывают родителей к тому, чтобы они максимально много времени уделяли обучению своих детей основам безопасности жизнедеятельности. Много сил и средств потрачено МЧС на разработку и печать наглядно-изобразительной продукции, которая может послужить отличным помощником в обучении вашего ребенка.

Наверняка вы зададите вопрос, а где же вам еще искать материалы для обучения своего ребенка? Ответ прост: Все необходимое по обучению ОБЖ, вы можете найти на официальном сайте МЧС — 112.by, в разделе «Мультимедийные материалы по ОБЖ».

Сегодня мы бы хотели познакомить вас также с информационно-пропагандистской кампанией «Гордимся, что научили!», которую проводит Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Идея этой кампании состоит в том, чтобы донести до вас, уважаемые родители, сообщение о том, как важно научить своего ребенка правилам безопасности. Ведь эти знания – достойны отдельной гордости. Наверняка, многие из вас уже познакомились с этим проектом на улицах города, в различных СМИ (по телевизору, радио, в интернете).

Но, каким образом доносить информацию ребенку, как научить, чтобы быть услышанным? Задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос: почему дети нас не слышат или кивают нам в ответ, обещая сделать то или иное задание, и снова не выполняют наши просьбы? Или же никак не реагируют на родительские запреты?

Ответ прост! Говорите с детьми на их языке, и они прекрасно поймут, что вы хотите сказать и от чего хотите их предостеречь. Дорогие родители, давайте с вами попробуем разобрать понятие «говорить с ребенком на их языке».

Итак, для этого взрослым необходимо использовать примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д. Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами из известных сказок. В сказках, рассказах, мультфильмах все доступно и очень подробно объяснено. Задача родителей состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах.

На самом деле, соблюдать эти простые рекомендации намного проще, чем вы думаете.

Смотрите вместе с ребенком мультфильмы!

Вот смотрите: вы например, смотрите со своим ребенком популярный, среди ребят, мультфильм «Щенячий патруль», где один из героев по имени Алекс попал в беду из-за своей неосторожности, а отважные щенки спасают его. Важно: разобрать детально ситуацию на примере полюбившихся ребенком героев. Озвучить основные ошибки Алекса, причины попадания его в опасную ситуацию и способы устранения ее.

Уважаемые родители, это всего лишь пример мультфильма. Вы же можете разобрать любую книгу, рассказ, мультфильм со своим ребенком и, исходя из прочитанного или увиденного, сформулировать правила безопасности для своего ребенка.

Предлагаем также посмотреть мультсериал МЧС «Волшебная книга»» перейдя по ссылке.

https://www.youtube.com/playlist?list=PL6UfMc07JDjYGdh8ltwb_Is6BkMsKXyFd

После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.

1. Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?

2. А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?

3. Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?

4. А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?

5. Почему нельзя нарушать правила безопасности?

6. Что нужно знать, чтобы не попасть как волк в опасную ситуацию?   

7. А как бы поступил в такой ситуации ты?

Читайте со своим ребенком:

Сказки, присказки, прибаутки – основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Вы замечали, что в сказках для самых маленьких трагичный финал? Это очередное напоминание Вам, родители, о том, что детей без присмотра оставлять нельзя («Колобок», «Семеро козлят»). Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А как ты думаешь, что нужно было сделать?» Но не осуждайте персонажи, а рассуждайте над их поведением: «Ай-ай-ай! Плохо сделал Колобок! Нельзя убегать из дома. Можно потеряться! Или лиса съест!». Осуждая поступок героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.

Рисуйте со своим ребенком:

Доказано, что дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем Вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:

  • рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;
  • задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
  • сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.

Играйте со своим ребенком:

Ведь игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Введите в вашу игротеку новую игру «Спасатели спешат на помощь!». Обязательно расскажите ребенку о работе спасателей, в каких случаях может понадобиться их помощь (пожар, обвал, утопление и т.п.), и как правильно вызвать:

  • набрать номер 101 или 112;
  • сообщить свой адрес;
  • рассказать, что случилось;
  • назвать своё имя, фамилию и телефон.

Сыграйте роль диспетчера, пусть ребенок звонит и вызывает спасателей. А потом поменяйтесь ролями. Благодаря игре он усвоит необходимые знания:

Главное, что должен знать ребенок во время пожара:

  • НЕ ПАНИКОВАТЬ!!!
  • не прятаться;
  • убегать из дома на улицу;
  • звать на помощь взрослых;
  • вызывать спасателей по телефону 101 или 112.

Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона.

Давайте вместе с вами рассмотрим детские игры по безопасности, а в некоторые даже попробуем поиграть. Тогда вы запросто сможете поиграть с вашими детьми в них дома. Главное – это ваше понимание важности каждого момента обучения вашего ребенка безопасному поведению и разумной осторожности. Итак, давайте рассмотрим первую игру:

  • «Что делать, если дома пожар»

Вы можете повторить и проиграть со своим ребенком необходимые действия и выработать определенный алгоритм действий. Также в рамках этой игры можно нарисовать с ребенком на листке бумаги «План эвакуации» из квартиры.

  • «Безопасные ситуации»

В этой игре вы можете придумывать различные ситуации, а задача ребенка заключается в том, чтобы рассказать, как он будет действовать в той или иной ситуации. Что ему можно? А что нельзя?

  • «Опасно-Безопасно»

Перед ребенком карточка с нарисованными на ней предметами. Родители называют предмет и спрашивают, опасно ли с ними играть или нет. Если безопасно, то ребенок закрывает предмет желтым (зеленым) кружком. Если опасно – черным (красным). При этом ребенок должен объяснить, почему опасно играть с тем или иным предметом.

  • «Опасные ситуации»

В этой игре вы, уважаемые родители, можете разобрать и рассказать о различных опасных ситуациях (используя книжку МЧС «Приключения Даши в стране опасностей»).

— выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения;

— возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

Дорогие родители, проверить знания своего ребенка вы также можете прямо на сайте 112.by, предложив ему пройти тест на знание правил безопасности и, в случае положительного результата, получить грамоту «Гений безопасности»!

Фантазируйте, придумывайте новые игры, тогда время, проведенное вместе с ним, будет не только занимательным, но и познавательным.

Уважаемые родители, помните: все «уроки безопасности» должны проходить неназойливо, а в игровой форме. Потому что играть для детей — также естественно, как ходить и дышать, ведь когда вы играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.

Еще один совет от психологов: слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Ведь о коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не…» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!

Любой запрет наша психика встречает в штыки. И, чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».

Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они — народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов. Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».

Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». И вообще, используйте замечательное слово «можно», для того, чтобы переключить внимание вашего малыша. Например: «Включать электрочайник самому – нельзя, но можно сделать это, если рядом папа». Учите ребенка пользоваться электроприборами, плитой, но пошагово и под присмотром. Это касается любой ситуации. Лучше использовать чаще слово «можно», для того, чтобы сменить фокус внимания вашего ребенка.

И еще, уважаемые родители, где и как ребенок проводит свой досуг, с кем он дружит, какими играми увлекается – эти вопросы должны быть предметом постоянного вашего внимания. Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно.

Методический материал по безопасности жизнедеятельности  

В помощь родителям, бабушкам – дедушкам, старшим братьям и сестрам, а также педагогам, в том числе дошкольного образования,  мы собрали методический материал, который поможет Вам в изучении и формировании культуры безопасности вашего ребенка. Он разделен по способу подачи информации (смотрите вкладку справа). Здесь есть аудиосказки,записанные республиканским центром пропаганды МЧС, а также сказочные истории и книжки, подготовленные специалистами и которые вы можете использовать для обучения ребят в разделе «Читаем вместе». Кроме того, мы подобрали тематические мультфильмы, которые рекомендуем для обучения безопасности детей.    

В разделе  «Будь готов!» сайта, мы  исходя из оперативной обстановки напоминаем жителям о том, как обезопасить себя и готовим материалы по актуальным событиям. На «детскую тему»  Вы можете найти там статьи: «Как научить безопасности ребенка»,   «Дети и праздник: на беду много не надо…»,  инфографику «Безопасность малыша — советы родителям»,  а также «Памятка для родителей к летним каникулам», которые рекомендуем Вам прочитать.

Мы надеемся, что раздел «МЧС – родителям» поможет сделать вашу жизнь и жизнь ваших ребят более безопасной. Берегите себя и близких!

Представьте себе такую ситуацию. Вы идёте на городской праздник. Народу – тьма. В Вашей руке – маленькая ручка Вашего карапуза. Вы жмуритесь от яркого солнца. Настроение великолепное, ну просто праздничное! Вы рассматриваете палатки с разнообразным товаром и, о ужас!, Вы понимаете, что руку ребёнка Вы выпустили из своей… Попытайтесь ответить себе на вопрос: Что Вы чувствовали бы в подобной ситуации? Страх, перерастающий в дикую панику? Растерянность? Ужас? Вы знаете Чтобудете делать прямо сейчас? Вы – взрослый человек; у Вас есть большой жизненный опыт, запас знаний, но Вы все равно в этой ситуации подвержены панике.

А как Вам кажется, Что будет чувствовать Ваш малыш в этой ситуации? Что он будет делать?

Надеяться на то, что ребёнок в этой ситуации не растеряется, нельзя. Ведь, даже если Вас разбудить ночью и спросить Ваш рабочий телефон, Вы вряд ли его вспомните. А ситуация «потери» для ребёнка – настоящий стресс, сопровождающийся взрывом эмоций: плачь, растерянность, страх, волнение… В такой ситуации ребёнок может и не вспомнить даже своего имени, не говоря уже о мобильном телефоне папы.

Конечно, от всех неприятностей мы не можем обезопасить детей, но в наших силах хотя бы чуть-чуть подготовить их к разным жизненным ситуациям.

Ребёнок уже говорит, всё понимает, знает, как называется любимый мультик, сколько стоит «Киндер-сюрприз» и что такое «Wi-Fi» в папином телефоне, а вот фамилию родителей, телефон родных, адрес проживания – нет. Что для малыша важнее?

Безусловно, первое, что необходимо сделать, это – выучить (даже если хотите – зазубрить) основную информацию; а именно: свои фамилию, имя, отчество, фамилию, имя, отчество  родителей, домашний адрес, домашний телефон.

Хотите, можете прямо сегодня провести небольшой эксперимент. Придя домой, спросите ребёнка как его фамилия, на какой улице он живёт. Дети старшей группы должны знать и называть свои фамилию, имя, отчество, фамилию, имя, отчество  родителей, домашний адрес. Уверяю Вас, не каждый ребёнок ответит на все Ваши вопросы правильно. А ведь он ещё и не находится в ситуации стресса: чего ему опасаться у себя дома?..

Прогуливаясь с ребёнком по Вашему жилому району (от детского сада до дома, от дома до магазина),обращайте внимание малыша на улицы, чем-то примечательные дома, аптеки, магазины. Устройте небольшую экскурсию по близлежащему к дому району. Так Вы поможете малышу сориентироваться, запомнить дорогу до дома. И в случае чего Ваш ребёнок всегда сможет описать место, где он живёт, или довести до своего дома взрослого человека, пришедшего ему на помощь.

Расширяйте географию Вашего ребёнка. Расскажите ему в какой стране он живёт, в каком городе, в какой области, что такое гражданство, как называют граждан Республики Беларусь, жителей города Гродно. Ведь нам нередко приходится путешествовать в другие города и даже страны.

Объясните малышу что он должен делать, если заблудился или потерялся. Разумный вариант в этом случае – спокойно стоять ребёнку на том месте, на котором он потерялся (там, где ребёнок заметил, что он потерялся). Потерялся возле дерева – стой возле дерева, потерялся возле аптеки – стой возле аптеки. Пообещайте ребёнку, что Вы его быстро найдёте, если он не будет суетиться и перебегать с места на место. Ваш ребёнок должен быть в полной уверенности, что не смотря ни на что, Вы его никогда не перестанете искать и обязательно найдёте.

Весьма неплохой вариант – это завести небольшую визитную карточку для своего малыша. Это может быть бирка или маленький лист плотной бумаги, на котором будут написаны фамилия, имя, отчество ребёнка, фамилия, имя, отчество отца и матери, домашний адрес, домашний, рабочие и мобильные телефоны родителей, бабушек и дедушек. Эту визитку можно нашить на комбинезон или курточку, вшить в любимую сумочку или рюкзачок. Главное – ребёнок должен знать об этом, ему необходимо объяснить, зачем Вы это делаете.

На случай, если ребёнок потерялся, при себе всегда имейте фотографию своего ребёнка, которую необходимо обновлять не реже 1 раза в год. Ведь дети растут, взрослеют, внешность их меняется.

Малыш должен знать основные правила общения с незнакомыми людьми, к кому из взрослых он может обратиться за помощью, если потеряется (например, милиционер, продавец магазина).

Объясните детям, что у них есть право сказать «нет» любому взрослому, который может причинить им боль или вред. Это связано с тем, что многих детей воспитывают в духе безусловного повиновения взрослым. Ребёнок должен хорошо запомнить, что не все люди на свете его любят, не весь мир – родной дом. У ребёнка должен появиться вопрос «Зачем?» при встрече с любым незнакомым взрослым (Зачем он предлагает мне «бубль-гум»? Зачем зовёт куда-то показать что-то интересное?)

Убедите детей в том, что они должны рассказать Вам о любом происшествии, случившемся с ними. Очень часто, щадя родительские чувства, дети не рассказывают о том, что их напугало. Отнеситесь к детям с доверием, всегда внимательно выслушивайте их рассказы даже о самом пустяковом происшествии. В противном случае они могут промолчать даже тогда, когда случится что-нибудь серьёзное.

Объясните детям, что незнакомцы не должны трогать и целовать их, и они не должны обнимать и целовать незнакомца. Если к Вам в гости приехала двоюродная тётя Вашей пятиюродной бабушки, то хоть она и является Вашей дальней, но родственницей, всё-таки, не стоит настаивать: «Петенька, поцелуй свою тётю». Ведь для Вашего Петеньки, который видит эту тётю в первый раз, это всё же чужой человек.

Взрослый человек, если у него нет дурных намерений, вряд ли попытается заговорить с незнакомыми детьми, играющими на улице (за исключением тех случаев, когда ребёнок потерялся или плачет). Обучите детей никогда не вступать в разговор с незнакомцем. Не нужно грубить ему, следует сделать вид, что не слышишь, и быстро отойти или отбежать в сторону. Объясните детям, что Вы не будете сердиться на них за отказ вступить в разговор с незнакомыми взрослыми. Представьте ситуацию. Вы, прогуливаясь с ребёнком, встретили Вашу коллегу Настасью Петровну, с которой не знаком Ваш сын. Вы останавливаетесь и заводите беседу с коллегой. И тут Настасья Петровна говорит: «А что это, Мишенька, ты со мной не здороваешься?» В этом случае лучше сказать следующее: «Мы учим Мишеньку не разроваривать с незнакомыми». А затем обратитесь к сыну: «Миша, это моя коллега по работе, Анастасия Петровна. Пожалуйста, поздоровайся с ней». Если Настасья Петровна разумный человек, то она лишь похвалит Вашего Мишеньку за послушание. А в следующий раз, когда Ваш Миша, гуляя во дворе случайно встретит Вашу коллегу, ему будет достаточно просто поздороваться, и не более того.

Внушите им, что они должны сообщать Вам о каждой попытке незнакомца завести с ними разговор.

Объясните детям, что, столкнувшись с опасностью, они могут убегать, громко кричать, говорить неправду или даже ударить нападающего. В ситуации опасности Вы им это разрешаете. Если Вашего ребёнка чужой человек схватил за руку, малышу лучше не просто кричать (иначе окружающие люди могут принять этот крик за капризы). Лучше пусть ребёнок кричит определённые фразы: «Это не мой папа!», «Чужой дядя меня куда-то тянет!».

Старайтесь сами забирать ребёнка из детского сада. Если Вы не успеваете забрать ребёнка вовремя и планируете эту функцию поручить кому-то другому из членов семьи или знакомых, вы должнызаранее предупредить об этом воспитателя или помощника воспитателя, и дать воспитателю всю необходимую ему информацию (кто это человек, куда он пойдёт с ребёнком).

Статья 159. Уголовного кодекса РБ Оставление в опасности

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

В Республике Беларусь действует запрет на нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в общественных местах с 23.00 до 06.00 без сопровождения взрослых.

Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.

При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 31 мая года 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Статья 301 Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства этого несовершеннолетнего.

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища

1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища —

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, —

влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Порядок передачи несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам и доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22.08.2012 N 772.

101 — Пожарная аварийно-спасательная служба, центр оперативного управления МЧС
102 — Милиция
103 — Скорая медицинская помощь, экстренный вызов
104 — Аварийная служба газовой сети УП «Мингаз»
105 — Справочная железнодорожного транспорта
106 — Справочная воздушного транспорта
107 — Заказ такси
109 — Справочная служба о номерах телефонов квартир и организаций
111 — Профессорско-консультационный медицинский центр ООО «Лодэ»
114 — Справочная автовокзалов
116 — Автопомощь, аварийная эвакуация автомобилей БК автомототуризма
118 — Общереспубликанская круглосуточная платная справочная служба
135 — Заказ такси, аварийная эвакуация автомобилей
150 — Справочная служба СП ООО «МЦС» (Velcom)
151 — Заказ ж/д билетов
152 — Заказ такси
153 — Справочная служба междугородных и международных кодов
154 — Справочно-информационные услуги РУП «Белпочта»
157 — Заказ такси
139 — Справочная служба ООО «Белстанда» (WHERPOOL — бытовая техника)
159 — Справочная служба медицинского центра СП ООО «Нордин»
160 — Справочная служба медицинский центр СП ООО «Экомедсервис»
161 — Заказ такси
162 — Заказ баллонов газа, Минский р-н
162 — Заказ баллонов газа, г. Минск
164 — Справочная по вопросам расчета за услуги связи
165 — Центральная диспетчерская служба Мингорисполкома
166 — Телефонная служба услуг (прием телеграмм по телефону, размещение рекламы)
167 — Информационно-справочная служба бытовых услуг
168 — Мингорсправка
169 — Справочная аптек
170 — Вызов скорой помощи ГУ «Республиканская больница» УД Президента РБ
171 — Заказ междугородных и международных телефонных разговоров через оператора
172 — Телефон доверия КГБ
173 — Справочная служба «Ритуальные услуги»
174 — Справка по расчету абонентов (опытно-промышленная эксплуатация)
175 — Автоинформатор «Тарифы ЖКХ»
176 — Выход на интеллектуальную платформу
177 — Инфосервис-177 (справочная двух столиц)
179 — Центр лазерной коррекции зрения «Оптимед»
180 — Справочная служба аптек СЗАО «Белфарм»
181 — Заказ такси
182 — Канцтовары «Белкантон»
183 — Справочная служба по недвижимости ООО «БелЦТН»
184 — Заказ такси, аварийная эвакуация автомобилей
185 — Инфолиния-185
186 — Справочная служба ООО «Стар Травел» (заказ авиабилетов)
187 — Справочная служба ОАО «Приорбанк»
188 — Автоинформатор «Служба времени»
190 — Сервисная информационная услуга «ГорИнфоСервис»
191 — Автоинформатор «Киноафиша»
192 — Автоинформатор «Посмеемся»
193 — Сервисная информационная услуга «Отдых и развлечения»
194 — Автоинформатор «Гороскоп»
195 — Автоинформатор «Прогноз погоды»
196 — Автоинформатор «Сказки»
197 — Автоинформатор «Именины»
198 — Телефонный центр обслуживания клиентов (опытная эксплуатация)
199 — Справочная служба о номерах телефонов экстренных служб

Код

Телефон

Время работы

Республиканский «Телефон доверия» для наркологических пациентов

8 801

100 21 21

по будням с 9 00 до 17 00 бесплатно

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию — телефон доверия для детей

8 801

100 16 11

круглосуточно,

бесплатно

Минск:
для взрослых

8 017

290 44 44

круглосуточно

8 017

290 43 70

круглосуточно

для детей и подростков

8 017

246 03 03

круглосуточно

Минский областной клинический центр «Психиатрия — наркология»

8 017

202 04 01

круглосуточная служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»

Минская область:
Борисов

8 01777

92 62 85

15 00 -1700

Вилейка

8 01771

5 14 98

8 00 — 16 00

Молодечно

8 01773

5 46 44

20 00 — 8 00

Слуцк

8 01795

5 53 33

8 00 — 18 00

Солигорск

8 0174

22 11 22

9 00 — 16 00

Жодино

8 01775

3 51 02

13 00 — 15 00

Брестская область:
Брест

8 0162

40 62 26

круглосуточно

8 0162

20 15 55

круглосуточно

Барановичи

8 0163

41 60 80

9 00 — 17 00

Витебская область:
Новополоцк

8 0214

37 13 75

8 00 — 20 00

Полоцк

8 0214

43 22 20

8 00 — 20 00

Орша

8 0216

21 00 19

8 00 — 20 00

Витебск

8 0212

43 22 93

круглосуточно

Гомельская область:
Гомель

8 0232

37 91 91

8 00 — 24 00

Гродненская область:
Гродно

8 0152

170

8 00 — 24 00

Могилевская область:
Могилев

8 0222

47 31 61

круглосуточно

8 0222

22 26 81

8 00 — 20 00 (будни)

Бобруйск

8 0225

43 40 24

круглосуточно

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
Пожарная безопасность
Безопасность зимой
Безопасность на дорогах
Безопасность летом

Cотрудничество с МЧС

Дети дошкольного возраста отличатся любопытством. Часто повторяют за родителями, при этом, не зная никакого страха. Именно поэтому главная задача взрослых – защитить наших детей, рассказать как можно больше о безопасности. С целью предупреждения травматизма и детской шалости с огнём к воспитанникам приходят сотрудники МЧС. Эмоционально и в доступной форме всегда рассказывают детям про огонь: где он живёт, добрый он или злой.  И что может натворить огонь, если он разозлится. Организовывают интересные игры и захватывающие конкурсы на тему безопасности жизнедеятельности.

Самые крепкие знания, это знания, полученные в детстве. Если научить ребёнка с маленьких лет правилам пожарной безопасности – повзрослев, они будут очень аккуратно относится к безопасности. Поэтому мы начинаем работу с детьми уже с дошкольного возраста. Надеемся, что такие встречи  надолго запомнятся нашим ребятам, и они будут соблюдать правила пожарной безопасности и ещё расскажут своим родителям.

«Волшебная книга» МЧС

Совсем недавно МЧС Беларуси запустило новую информационную компанию, «Гордимся, что научили!», призванную мотивировать родителей обучать детей безопасности. Не прошло и нескольких месяцев и вновь креатив от спасателей –мультипликационные фильмы по безопасности для детей «Волшебная книга» МЧС.

Научить детей безопасному поведению, объяснить простые, но очень важные истины, донести до ребятишек, что нужно быть осторожными и внимательными, беречь свою жизнь и здоровье – так в нескольких строчках объясняют спасатели цель создания мультфильмов.Аудиторию, для которой он собственно и разрабатывался можно обозначить как 4+.

Запоминающиеся персонажи, яркая анимация, динамичный и поучительный сюжет, все средства использовались для того, чтобы мультфильм был интересным для детей. Но нужно добавить, что он отлично подойдет и для семейного просмотра, ведь истории по безопасности будут полезны и родителям, которые вместе с детьми узнают, как правильно пользоваться электроприборами, чем опасен тонкий лед, как вызывать спасателей, что нужно делать, если в доме произошел пожар, как пользоваться пиротехникой и еще многое другое.

Главные герои – лесные жители – заяц, бобер, волк и птичка. Милые и очень симпатичные персонажи попадают в различные чрезвычайные ситуации, ведь они, собственно, как и обычные люди, могут нарушать правила безопасности или вовсе их не знать. Зверушки экспериментируют, пытаются разобраться и учатся правильно себя вести. А помогает им в этом волшебная книга, с которой не расстается умный бобер. Именно она, подсказывает друзьям, как поступить в той или иной ситуации, как избежать неприятностей, всегда помогает принять правильное решение.

Посмотреть мультфильм вы можете на «Youtube-канале МЧС», в соцсетях Вконтакте и Facebook, или просто ввести запрос «Волшебная книга МЧС» в любом интернет-поисковике.