Дыхание можно разделить на два вида-речевое и не речевое. Речевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. При речевом дыхании вдох менее продолжительный, чем выдох. Речь ребёнка невозможна без речевого дыхания. Для того чтобы ребёнок мог владеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен овладеть приёмами правильного дыхания. Дыхание важно для разборчивого произнесения звуков, так как подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани для произнесения определённого звука. Нарушения функции речевого дыхания приводит к неправильному произнесению фраз, отсутствии плавности речи, интонационным ошибкам. Помимо прочего дыхательная гимнастика, является также важным «оружием» в борьбе за крепкое здоровье.

Правила проведения дыхательных упражнений: 

  • заниматься лучше всего до еды
  • комната, в которой проводятся занятия, должна быть хорошо проветрена
  • занятия не должны быть длительными, достаточно 3-5 минут
  • активных вдох производится через нос
  • выдох длительный, равномерный, без толчков и пауз, должен происходить через рот.                                                             

Упражнения дыхательной гимнастики превосходно включаются в повседневные дела малыша. Можно что-нибудь остудить: чай, суп, кисель. Можно задуть свечи, запустить в таз с водой кораблики, сложенные из бумаги. Можно набрать листьев и, разложив их на столе,  устроить настоящий листопад. Можно играть в футбол, пытаясь струёй воздуха, при вдохе, загонять ватный шарик в обозначенные ворота. Можно «силой дыхания» катать по столу карандаши.

Пару дыхательных упражнений выполнить совсем не сложно. А ребёнку такие занятия помогут избежать многих проблем с формированием речи.

Учителя-дефектологи Гапоненко Светлана Евгеньевна и Александрова Татьяна Игоревна