Подготовка к школеПоступление ребенка в первый класс — волнительный момент для каждого родителя. Чтобы адаптация ребенка к школьной жизни прошла успешно, необходимо заблаговременно заняться его системной подготовкой к учебе. Официальных требований к уровню подготовленности дошкольников нет, но существует перечень знаний и умений, которыми должен обладать ребенок.

Какие знания и умения пригодятся будущему первокласснику?

Подготовка детей к школе должна проводиться не только воспитателями или педагогами, но и родителями. К первому классу ребенок должен уметь и знать:

  • Свое полное имя, возраст, полностью называть ФИО мамы, папы, знать, где они работают, свой адрес проживания.
  • Различать времена года, знать названия и последовательность месяцев и дней недели, домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.
  • Соотносить звук с буквой, читать хотя бы по слогам простые предложения, писать свое имя, простую фразу.
  • Считать в прямом и обратном порядке от 1 до 10, складывать простые числа и вычитать.
  • Обобщать предметы по признаку, находить сходства и различия, исключать из общего ряда.
  • Геометрические фигуры, цвета, различать понятия “верх-низ”, “право-лево”, “вперед-назад”.

Рекомендации специалистов по подготовке ребенка к школе

Чтобы действительно хорошо подготовить ребенка к школе, родители могут записать его в детские центры раннего развития, на подготовительные курсы в школу, а также проводить занятия дома. Главное — подготовка не должна превратиться для ребенка в “обязаловку” и нечто неприятное. Чтобы добиться хороших результатов, родителям стоит воспользоваться советами опытных педагогов.

  • Игра помогает освоить многое. Получать знания об окружающем мире, знакомиться с буквами и числами ребенку легче через детские книги, игрушки, песенки, считалки, рисунки. Можно устроить домашнее представление, проводить игру «вопрос-ответ», считать предметы в комнате или на улице, читать вывески, названия магазинов и т.д.
  • Английский язык детям в 5 лет усвоить гораздо легче, чем взрослым. Поэтому можно учить по одному-двум новым словам в день, и к школе он уже будет знать достаточно много. Ребенок может придумать рассказ с новым словом или указать его местонахождение.
  • Обучать порядковому счету можно также через игру: спускаясь по лестничным ступенькам или используя игрушки, карточки.
  • Понятия “больше и меньше” можно закрепить, сравнивая два и более предметов. А затем, присвоив им цифру, перейти на сравнение предметов и цифр. При этом важно использовать знаки <, >, = и объяснить ребенку их значение.
  • Знакомство с геометрическими фигурами можно начать с рисунков. А когда малыш запомнит названия фигур, можно закрепить усвоенный материал через игру. Ребенок должен слепить фигуры из пластилина или найти фигуры в обычной жизни, используя ассоциации: яблоко — круг, диван — прямоугольник, пуфик — квадрат, крыша дома — треугольник и т.д.

Очень важно учитывать продолжительность занятий: урок не должен длиться дольше 20-25 минут, и обязательно должны быть перерывы с разминками. Обучать дошкольника буквам и цифрам, навыкам письма и рисования нужно тогда, когда он пребывает в хорошем расположении духа и сам проявляет желание учиться. Ведь когда малыш заинтересуется, он будет лучше усваивать новую информацию.

Примеры заданий для подготовки:

держим руку правильно

Скороговорки

Монстры и стулья

Животные

Перечень слов

Образцы и фигуры

Ребусы

Предметы и животные

Мальчики и девочки

Рыбки, морковь, авто и чашки

Сопоставить предметы

Предметы и род деятельности

Логические задачи

4 задачи на логику

Лабиринт

Множесво предметов с повторами

6 головоломок из IQ-теста

3 задачи для решения

Лягушка в пруду

Определи цвета и раскрась картинку

Числа по порядку

Вычислить

Соедини числа на катке

Свиристель с лабиринтом внутри

Желаем успехов в обучении!

Не за горами поступление в школу, и большинство детей с нетерпением ждут этого дня: манят перемены, новый статус, желание покинуть детский сад и стать «почти взрослым». И взрослые по-своему рады за них, и горды. Но не покидает тревога: как-то пойдёт учёба, как сможет ребёнок «настроиться» на школьную жизнь?  Несколько советов на будущее:

  1. Лето- время отдыха и оздоровления перед школьными нагрузками. Но это не значит, что можно далеко забросить книжки и занятия («успеет ещё в школе насидеться!») Пусть в интеллектуальных играх , беседах (на пляже, в дороге, в дождливый вечер дома) ребёнок упражняется в логике, внимании, решении задач и т.д. Наконец, элементарные знания не должны быть забыты за лето ! (домашний адрес, Ф.И.О. родителей, дни недели, месяцы и т.д.)
  2. Если ребёнка перед школой надо «подтянуть» из-за недостаточной подготовки, нагрузки надо обязательно дозировать: занятие может длиться не более 35 минут с перерывом (физминуткой ) посередине; если два занятия- с перерывом 10-15 минут. Особенно не переусердствуйте с «письмом»: кисть ещё не окрепла, и долго выполнять такие задания ребёнку не под силу (не более 3 минут подряд).
  3. Заранее вместе с ребёнком определите и организуйте его «уголок школьника»: где будет вешаться одежда для школы, лежать учебники и учебные принадлежности, где будут выполняться домашние задания.
  4. Если ребёнок тревожный , полезно заранее поиграть с ним в школу, инсценировать различные ситуации, которые могут возникнуть, и варианты выхода из них.
  5. Лето- отнюдь не время «отоспаться вволю», наоборот, это замечательный шанс приучить ребёнка заблаговременно и безболезненно к школьному режиму, в том числе, к раннему подъёму.
  6. Даже если ваше сердце замирает от тревоги, не «заражайте» своими страхами ребёнка, напротив, убеждайте его в том, что с поступлением в школу он не остаётся один на один с учебными трудностями. Рядом всегда есть взрослые, готовые прийти на помощь. Объясните , почему в первом классе долгое время не ставят оценок, успокойте: порицания заслуживает только лень.
  7. Обсудите с ребёнком его новые обязанности, как школьника (следить за чистотой одежды для школы, придя из школы сразу снимать и вешать её в шкаф; содержать в порядке школьные принадлежности, запоминать (или выяснять) и выполнять домашние задания и т.д.) Первоклассник обязательно должен «почувствовать разницу» его нынешнего и прежнего статуса, испытать гордость и ответственность.
  8. Не сравнивайте успехи своего ребёнка с успехами других, терпеливо помогайте ему преодолеть ступеньку за ступенькой, обязательно хвалите за малейшие достижения.
  9. Как бы ни сложились учебные дела у ваших детей, помните: школьная оценка- не есть оценка их личности  и  далеко не всегда залог успешности(неуспешности) в жизни. Главное, чтобы ребёнку было интересно в школе, хотелось учиться; чтобы нравилась учительница, нашлись друзья в классе. А уж освоить школьную науку всегда помогут педагоги при вашем активном содействии!

Одно из главных условий успешного обучения в школе — психологическая зрелость ребёнка и, в частности, его желание и готовность принять на себя роль ученика и вести себя в соответствии с нею. Будущий школьник может  быть интеллектуально развит, крепок физически, но если  в психологическом плане он остался на уровне дошкольника, то неизбежны трудности, психологические проблемы и, как следствие, нарушения  здоровья: нервность, высокая утомляемость, раздражительность и т.д.

   Каковы же показатели  внутренней готовности ребёнка  стать школьником?

Во- первых, появление произвольности в поведении, сокращение количества  детских -непосредственных реакций. То есть, ребёнок умеет прилагать усилия к выполнению задания, даже если оно не столь интересно («надо, значит, надо!»). В состоянии управлять своим поведением и подчиняться общепринятым правилам ( не станет выкрикивать с места, пока не спросят, не станет посреди урока громко сообщать учителю о своих затруднениях, а поднимет руку и т.п.). Не станет кидаться на шею педагогу с радостной  вестью, что ему купили щенка и проч. Будущий школьник чувствует грань и дистанцию между собой и обучающим взрослым и умеет с ним сотрудничать.

  Во-вторых, готовый к школьному обучению ребёнок идёт в школу с желанием именно получать знания, а не избежать дневного сна или получить красивые школьные принадлежности. Им движет интерес к познанию, привлекают интеллектуальные занятия, сам процесс обучения в коллективе сверстников под руководством  учителя, награда в виде оценки.

Он отдаёт себе отчёт, что обучение будет не всегда лёгким, но убеждён в его необходимости, гордится своим новым статусом и уверен в поддержке значимых взрослых.

   Наконец, завтрашний школьник умеет  правильно взаимодействовать со сверстниками. Он понимает, что во время обучения возникают новые отношения, отличные от дворовой дружбы или вражды: надо уметь поправить товарища, помочь ему, уметь выслушать и т.д., не взирая ни на какие личные отношения.

   Как проверить, насколько ваш ребёнок готов в этом плане к поступлению в первый класс?

Достаточно побеседовать с ним и, желательно, не самому близкому человеку. Вопросы такого рода:

  1.Хочешь ли ты идти в школу, почему?

   2.Зачем надо учиться в школе?

   3.Остался ли бы ты ещё на год в детском саду, если бы было можно?

   4.Какую бы ты выбрал школу:

  • где длинные уроки и короткие перемены или наоборот: уроки короткие, а перемены длинные;
  • где много уроков физкультуры, музыки, рисования и совсем мало математики, чтения, письма или наоборот;
  • где на уроке можно делать всё, что хочешь или где нужно всегда поднимать руку и спрашивать разрешения.

     5.Что бы ты выбрал за хороший ответ в школе- пятёрку, игрушку или конфету?

  1. Где бы ты выбрал учиться- в школе с ребятами или дома, чтобы учительница приходила к тебе?

    7.Ты хотел бы, чтобы тебя учила школьная учительница или мама?

 Преобладание в ответах «дошкольного варианта» (внешний стимул к обучению, предпочтение награды- сладости или игрушки, дошкольных видов деятельности, вседозволенности на уроках, обучения на дому и мамой) свидетельствует о незрелости внутренней позиции будущего школьника и определённой тревожности в отношении школы (особенно, если предпочитает домашнее обучение).

  Как формировать  внутреннюю позицию школьника? В первую очередь, рассказывать в позитивном ключе о школе, своих школьных годах, подчёркивая  привлекательные стороны и важность обучения и образования; свою гордость за то, что ребёнок становится школьником. Всячески поощрять занятия интеллектуальной деятельностью, самим играть с ребёнком в шахматы, ребусы, читать энциклопедии и т.д. Заблаговременно познакомить ребёнка со школой и будущим учителем, объяснить школьные правила и необходимость их выполнения. Очень полезно играть в школу с обыгрыванием различных школьных ситуаций ( что-то не понял на уроке, захотел в туалет, забыл дома ручку и проч.).Такое обыгрывание помогает снятию школьных страхов и повышает уверенность ребёнка в себе.

1 сентября – знаменательный день для первоклассников и их родителей. Этот первый шаг ребёнка на пути к взрослой жизни – событие радостное и вместе с тем вызывающее немало беспокойства. Ведь нередко ребёнок спустя всего одну-две недели после 1 сентября уже с нежеланием идёт в школу, куда раньше так рвался.   Почему это происходит?    Как родителям помочь своему малышу справиться с возможными разочарованиями и трудностями школьной жизни? Почему зачастую ожидания ребёнка, связанные со школой, не оправдываются? В жизни 6 – 7 летнего ребёнка наступает период, когда приходится менять свой статус – становиться школьником. Это весьма и весьма непросто.Всё вдруг меняется в жизни малыша: всё подчиняется учёбе, школе – новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Чтобы ребёнок успешно учился, он прежде всего должен хотеть идти в школу. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых (в первую очередь родителей) к обучению в школе.

 Очень часто приходится сталкиваться с двумя крайностями:

Первая крайность: ребёнка «запугивают» школой. Говорят: «Вот пойдёшь в школу, там…». Это делать крайне не желательно, т.к. у ребёнка может возникнуть страх перед школой.

Вторая крайность: ребёнку говорят, что школа – это сплошной праздник, где будет весело и интересно.

Но школа – это не детский сад с его утренниками и развлечениями, хотя праздники, конечно, будут и в школе, а каждодневный труд, который потребует от ребёнка больших усилий.

И успешность обучения будет зависеть не только от способностей ребёнка, но и от его усидчивости, от способности к длительным волевым усилиям.

 Как родители могут помочь ребёнку адаптироваться к школе?  Задача родителей – создать в семье такую обстановку, которая подготовит ребёнка к успешной учёбе и позволит ему чувствовать себя в школе комфортно. Для этого мамам и папам первоклассника следует изрядно потрудиться.

  1. Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки. Не стоит выяснять отношения и комментировать его действия. Фраза типа: «Если бы ты хорошо слушал в школе, то смог бы решить эту задачу», «Если бы ты не отвлекался все время, то давно бы сделал уроки», сосредоточенности не способствуют.
  2. Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не просит.
  3. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
  4. Если родители хотят воспитать преуспевающего в учебе ребенка, то они должны помнить, что только самостоятельность порождает в малыше стремление к знаниям. И основной урок, который он должен усвоить с 1-го класса, — это самостоятельность. В связи с этим вот несколько рекомендаций родителям:
  5. Часто заботливые родители, желая видеть в своём ребёнке успешного школьника, с 1-го класса активно помогают ему с домашними заданиями, критически относятся к его отметкам. Правильно ли это?
  6. Помните, что с поступлением в школу в жзни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребёнка о своём педагоге!
  7. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
  8. Нужно делиться с ребёнком добрыми воспоминаниями о школьных годах, смешными историями из школьной жизни, рассказами о друзьях детства. Это наполнит его душу радостным ожиданием.
  9. Приучайте ребёнка содержать в порядке свои вещи. Во многом от того, как ребёнок умеет организовывать своё рабочее место, зависят его школьные успехи. Заранее подготовьте рабочее место ребёнка дома: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Пусть он несёт ответственность за порядок здесь.
  10. Помогите ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Удостоверьтесь, что ваш ребёнок помнит своё полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей, это поможет ему в незнакомой ситуации.
  11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком. Проходя по улице, находясь в магазине, обращайте внимание ребёнка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
  12. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Например, наблюдение за погодой, очертаниями облаков.
  13. Приучайте ребёнка к самостоятельности в повседневной жизни. Чем больше ребёнок может сделать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает, а это для него очень важно! Ребёнок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите его внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым, Например, пусть он попробует спросить в поликлинике, где находится туалет, или сам займёт очередь к специалисту.
  14. Приучайте малыша к хорошим манерам. Ещё до школы в обиход ребёнка должны войти вежливые просьбы и слова «спасибо», «извините», «можно ли мне». Не старайтесь научить этому с помощью нравоучений или приказов. Действуйте с помощью вежливых просьб. Ребёнок непременно скопирует ваш стиль!
  15. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость школьной учёбы. В каждой работе обязательно найдите, за что можно похвалить малыша. Помните, что эмоциональная поддержка способна заметно повысить его интеллектуальные достижения! Дайте ребёнку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.
  16. Не пропускайте трудности, которые могут возникнуть у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  17. Не забудьте, что поступление в школу не должно лишать жизнь ребёнка многообразия, радости. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.
  18. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два – три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  19. С самого начала не стоит делать уроки с ребенком или, тем более, за него.
  20. Постарайтесь не надоедать ребенку вопросами и упреками по поводу его отметок.
  21. Мамы и папы должны помнить: не надо упрекать ребенка в том, что он не справляется со школьными требованиями, что он не оправдал родительских ожиданий. Ребенок сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. Поэтому поддерживайте ребенка в его начинаниях!
  22. Учтите, что даже «совсем большие» дети, мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребёнку, очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную работу и т.п.

Завтра новый день и вы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде следует проверить, знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Когда день рождения?
  • Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?

 Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.

Узнайте, способен ли Ваш ребенок:

  • Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»
  • Строить рассказы по картинке (картинам).
  • Сочинять сказки.
  • Находить слова с определенным звуком.
  • Членить предложения.
  • Заучивать наизусть стихи (прозу).

 Знает ли он:

  • Цифры (от 0 до 10).
  • Дни недели и месяцы (последовательно)

Может ли он:

  • Назвать числа в прямом и обратном порядке.
  • Соотносить цифру и число предметов.
  • Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
  • Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
  • Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.
  • Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.
  • Лепить одиночные фигурки и целые композиции.
  • Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.

Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

  • под музыку;
  • в заданном темпе;
  • ритмично передвигаться.

Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:

  • классики;
  • бадминтон;
  • настольный теннис;
  • игры с мячом.

Умеет ли Ваш ребенок:

  • петь, правильно передавая мелодию;
  • инсценировать нехитрую «музыку»;
  • ритмично двигаться под музыку.

Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок. Необязательно все у него должно получаться на «отлично». В этом случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, чего

не знает и не умеет.

При этом важно соблюдать некоторые правила:

  1. Не торопить ребенка.
  2. Учитывать его настроение, самочувствие, желание.
  3. Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия,  тяжело даются.

Правильно выбранная школа – это почти половина успехов ребенка в учёбе. Поэтому нужно очень серьезно отнестись к процессу выбора школы. Именно первая школа определяет отношение ребёнка к процессу обучения на многие годы вперёд, формирует умения и навыки, которые будут использоваться в дальнейшей жизни.

Самое главное в выборе школы – это правильно оценить способности и особенности   ребёнка. Амбиции родителей должны быть на втором плане. 

Чем же руководствоваться при выборе школы?

Если вы определились с идеальным образом школы, начинаем анализировать имеющуюся реальность, и выбираем наиболее подходящую, на ваш взгляд, школу.  Сразу же надо быть готовым к тому, что школу, соответствующую вашему ребенку на все 100% вы вряд ли найдете.

На первоначальном этапе необходимо собрать всю имеющуюся информацию о выбранной школе. Расспросите знакомых, у которых есть школьники. Обязательно загляните в Интернет. Выясните: есть ли у школы собственный сайт, является ли он реально работающим инструментом или просто сделан формально. Что говорят об этой школе на форумах, на каком счету она в районе или городе.

Второй шаг – это посещение школ. Мнение других, конечно нужно учитывать, но личные наблюдения скажут вам гораздо больше, только вы сами можете заметить некоторые детали, которые могут быть совершено не важны вашим знакомым, но для вас имеют первостепенное значение.

Очень полезно будет пообщаться с бабушками или мамами четвероклассников, которые ожидают детей после уроков. Скорее всего, именно их учителя в следующем учебном году будут набирать первоклашек. Выясните, строгий учитель или мягкий, как воспринимают его дети, нравиться ли им у него учиться.

После этого необходимо встретиться с завучем по начальным классам, узнайте у него программу, по которой работает школа, особенности учебного процесса. Очень хорошо, если в школе организованы кружки или секции. Ребёнок сможет получить дополнительное развитие без затрат времени на дорогу, а школа станет для него более привлекательным местом.

Очень важный момент – отдалённость школы. Нужно учесть, сможет ли ваш ребенок добраться до нее самостоятельно. Если школа находится далеко – сможете ли вы ежедневно привозить и забирать ребенка.

Все выше перечисленные параметры безусловно важны, но самое главное для вашего ребенка – это первый учитель.  К хорошему, внимательному к детям   педагогу есть смысл идти при любых условиях.

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу…
Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями и педагогами.
Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?
Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования  законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают следующие документы:
заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;                   
медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
свидетельство о рождении ребенка.
Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?
Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.
Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?
Не обязательно.
Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?
Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений. Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.
Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.
Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?
Продолжительность учебной недели – 5 дней. С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности. С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.
Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:
— уроки проводятся только в первую смену;
-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
— каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
— учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
— наполняемость класса – не более 20 человек;
 — в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
 — продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
— продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.
— домашние задания учащимся не задаются.
Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?
В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяетучитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.
Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ. И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.
Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
Во-первых, надо помнить, что готовность к школе — это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни. В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе. Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками. Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда.Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.
Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами.Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний.Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться. Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада. Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.
Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?
Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. Учебно-методический комплекс для первого класса включает: учебное пособие «Солнышко-Сонейка», учебник «Букварь», тетради на печатной основе – «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо», учебник «Математика» в двух частях, учебник «Человек и мир».
Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.
Первокласснику необходимы:
школьный ранец, портфель или рюкзак
набор цветных ручек
фломастеры и карандаши
ластик
точилка
обложки для тетрадей и книг
пенал
линейка
краски (акварельные или гуашь)
альбом для рисования
набор кисточек
Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?
Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить.Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе.После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.
Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя?
Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то хочу обратиться к ним.