Группа №6

НАШ ДЕВИЗ:

Мы ребятня весёлая,
В группе собираемся:
Вместе занимаемся,
Вместе развлекаемся!
Любим петь и танцевать,
Веселы и ловки!
А зовёмся все мы вместе:
«Божьи коровки»

Нашу группу «Божья коровка» посещают 24 человека. Каждый из них отличается своим характером, определенными предпочтениями и вкусами. Поэтому, мы большое внимание уделяем развитию взаимоотношений между детьми. Развивающая среда нашей группы обеспечивает возможность детям действовать индивидуально или со сверстниками, свободно выбирать материалы и игры для реализации своих замыслов. Мы постарались, чтобы все основные компоненты развивающей предметной среды включали оптимальные условия для полноценного познавательно-речевого, художественно-эстетического, социально-личностного развития наших детей.

НАШИ ВОСПИТАТЕЛИ

Панкратова
Юлия Владимировна

Воспитатель дошкольного образования.
Образование высшее, специальность
«Педагогика и психология дошкольная»
Первая квалификационная категория
Педагогический стаж с 2005 года

Карпенко
Кристина Владимировна

Воспитатель дошкольного образования.
Образование высшее, специальность
«Специалист по социальной работе, психолог»
Педагогический стаж с 2015 года

Помощник воспитателя

Демченко
Татьяна Фёдоровна

Приобщение детей дошкольного возраста к белорусскому языку

Зачем ребенку изучать белорусский язык?

Во-первых,  изучение белорусского языка играет большую роль в приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Республику Беларусь, развитию речевой культуры и бережному, сознательному отношению к белорусскому языку. Знание родного языка  помогает осознать ребенку свои корни, прививает ему прекрасные качества – уважение, терпимость по отношению к другим языкам, культурам.

Во-вторых, двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, сообразительности, быстроты реакции, умении понимать, анализировать. Дети, овладевшие в дошкольном возрасте двумя языками, как правило хорошо учатся, лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.

Когда стоит начинать изучение белорусского языка?

Постепенное развитие элементарных свойств белорусской речи можно начинать с раннего возраста, когда в основном действует механизм подражания. Эту работу необходимо проводить и в дальнейшем, расширяя ее на протяжении всего дошкольного детства, так как дети в этом возрасте уже способны воспринимать достаточно большой объём новых знаний.

Многие родители хотят помочь своим детям в изучении белорусского языка, но не всегда знают как. Данные рекомендации – это  способы помочь вашему ребенку постепенно изучать, ориентироваться в белорусском языке, отработать те или иные речевые умения.

Восемь шагов навстречу белорусскому языку или как родители могут помочь своему ребенку в изучении языка

  1. Смотрим по-белорусски

Можно начать с самого простого, с «Калыханкі», утренних программ для малышей на «Беларусь-3». А так же переводных мультиков на белорусском, например: «Шрек»,«Свинка Пеппа»  

Не стоит забывать и о сцене. Например, о таких постановках в Белорусском государственном театре юного зрителя: «Доктар Айбаліт», «Воўк і сямера казлят» «Тэдзі», «Мая маленькая чарадзейка», «Пінокіё»,  «Дзюймовачка», «Вяселы Роджар», «Кошчын Дом».

  1. Поем по-белорусски

Можно наряду с русскоязычными разучивать и белорусские песенки. Например, уже привычные нам «Jingle Bells» можно спеть и по-белорусски «Звон звініць», как и классическую «Маленькой елочке холодно зимой» в пер. В.Жуковича «Ў лесе яліначцы холадна зімой»; песни из любимых мультиков, например, песня из м/ф «Летучий голландец» – «Не шанцуе нам, прынцэсам, не шанцуе!».

  1. Рисуем по-белорусски

Можно использовать четверостишия и игры при рисовании. Например, «Кропка, кропка, побач – коска. Атрымаўся тварык просты. Ручкі, ножкі, агурочак — чалавек па свеце крочыць»   Так же рисункам ребенка можно давать белорусские названия: «Ялінка»,  «Кветка», «Сонейка», «Вясёлка», «Мама, тата, я» и обсуждать нарисованное на белорусском языке.

  1. Играем по-белорусски

Пусть это будет семейная игра или язык мамы и дочки, или перевод слов в уже знакомых всем играх. Например, «Раз, два, тры, чатыры, пяць. Я іду цябе шукаць». Просыпаться по-русски «С добрым утром!», а засыпать по-белорусски «Дабранач!». Научиться чисто по-белорусски чистить зубы:   «У мяне зубная шчотка, ею зубы чышчу чотка! Хто не чысціць зубы шчоткай, вырасце бяззубай цеткай!». Подобное можно  найти в книге А. Хадановича “Нататкі таткі” 

  1. Приглядываемся по-белорусски

Названия улиц, вывески магазинов, реклама на билбордах, торговые марки и даже надписи на майках мимо проходящих – белорусское слово можно встретить даже на заправке где угодно – главное, приглядеться.

  1. Читаем по-белорусски

По-белорусски можно познакомиться с Винни-Пухом и Пеппи – «Віня-пых і ўсе-ўсе-ўсе», «Піпі Доўгаяпанчоха», а так же мумми-троллями и хобитами, овечкой Аделей, Брык и Шусей. Читать истории, например, про йетти и корову Маму Му; «Снежны чалавек» Эвы Сусы в переводе А. Башаримовойи, цикл историй Юи Висландер в переводе Н.Кондрусевич.

  1. Запоминаем по-белорусски

Детский ум гибок и восприимчив. Запоминать можно и по-русски, и по-английски, и по-белорусски сразу в одном стишке. Например, как это сделала Е.Терешкова в книге «Англійская мова. Слова за словам.  Вершы».      

  1. Говорим по-белорусски

С ребенком можно обсуждать, к примеру, как прошел день в детском  саду, насколько была интересной новая книга или мультфильм, куда ходили на выходных.

Так же можно заучивать с ребенком отдельные белорусские слова. Например, с помощью карточек, на которых с одной стороны пишется белорусское слово, а на другой стороне клеится рисунок. Хранить карточки лучше в конвертах, которые можно достать в транспорте, в очереди и играть с ребёнком всегда, когда образуется свободное время, которое будет полезно тратиться.

Ещё один способ учить слова – это подписывать вещи в комнате ребёнка белорусскими словами, т.е. наклеивать стикеры. Находясь с ребенком в комнате, каждый раз можно обращать его внимание на стикеры и зачитывать ему слова или слушать самого ребенка, если он умеет читать.

Рекомендуемые произведения художественной литературы и фольклора для детей от 3 до 4 лет

Белорусские народные песенки и потешки.

«Iграў я на дудцы»,

«Ой, бычок, мой бысенька»,

«Кукарэку, певунок»,

«Вожык»,

«Ягорачка»,

«Кую, кую ножку»,

«Ласачка».

 

 Белорусские народные сказки.

«Курачка-Рабка»,

«Былiнка i верабей»,

«Зайкава хатка»,

«Каза-манюка»,

«Пчала i муха»,

«Муха-пяюха»,

«Коцiк, пеўнiк i лiсiца».

Произведения белорусских поэтов.

Т. Кляшторная. «Ветлiвыя словы»,

«Шпак»,

«Дожджык»,

«Паўцякалi цацкi»,

«Не сквапная»;

В. Рабкевiч. «Едзе восень»;
С. Сокалаў-Воюш. «Блакiт нябёс»,

«Алоўкi»,

«Елка»;

А. Дзеружынскi. «Пралеска»;
А. Прохараў. «За адвагу»;
Я. Колас «Сонца грэе, прыпякае», — правільная назва «Вясна» (урывак)

«Храбры певень»;

Я. Купала. «Лiстапад»;
Я. Журба. «Першыя сняжынкi»,

«Дзед Мароз»;

З. Бядуля. «Мае забавы»;
М. Хведаровiч. «Свецiць, як сонца, ад самай калыскi»; — правільная назва «Дарагое імя»
Л. Пранчак. «Завiруха»;
Э. Агняцвет. «Маме»;
А. Бадак. «Мышка»,

«Беларусачка»;

С. Грахоўскi. «Сонечная сцежка»;
А. Грачанiкаў. «Сон»;
Л. Рашкоўскi. «Я хачу салдатам стаць»;
К. Цвiрка. «Коцiкi»;
В. Лукша. «Вясёлка»;
Я. Жабко. «Залаты праменьчык».

 

Произведения белорусских писателей.
Произведения белорусских писателей.
У. Юрэвiч. «Бярозчыны валёнкi»;
А. Кобец-Фiлiмонава. «Сем мастакоў»;
Я. Брыль. «Жыў-быў вожык».
Информация с сайта «Национальный образовательный портал РБ»

 

Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе

Природа наш общий дом, где все явления закономерны и живая природа и неживая природа сосуществуют в единой, очень крепкой взаимоподчинённой связи. Все живые существа подчиняются законам мироздания. Связи эти, как правило, очень хрупкие, нарушения которых приводит к необратимым последствиям в природе.

Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её, притом ещё и разумная!

Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной, что бы удовлетворить пытливый ум ребёнка. Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение!

В воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании).

Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами).

Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат.

Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!

   Осенью:

— наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе. Бережное обращение с семенами, хранение их в закромах.

— наблюдение за погодой. Объяснять, что нет плохой погоды в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой.

— наблюдение за деревьями. Объяснять, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут. Формировать способность воспринимать красоту природы, развивать желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, замечать красивое в окружающем мире.

— проявлять заботу о многолетних растениях, укрывать опавшими листьями корни деревьев и кустов.

— изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц, постоянный патронаж птиц в холодное время года.

— объяснить ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, в это время у животных снижается активность, нужно проявлять внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные действия могут спровоцировать агрессивное поведение у животных.

   Зимой:

— наблюдение за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края.

Объяснять ребёнку назначение снега, рассказать детям то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.

— наблюдать за деревьями в снежном уборе. Участвовать в совместных рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим замерзанию.

— вести систематичное наблюдение за птицами зимой, следить за чистотой кормушек и наполняемостью их кормом.

— совершать прогулки в лес, парк, поле. Оставлять на пнях прикормки для лесных жителей. Вести себя в лесу тихо. Собираясь на экскурсию, одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

  Весной:

— рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о видах осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

— совершая прогулки, рассказать ребёнку, что весной природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.

— пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы.

— совершить прогулку можно к цветочной клумбе. Рассмотреть появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д.)

— прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка, что животных пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной.

— весна – время гнездования птиц. Рассказывать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов.

  Летом:

— наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли.

— в ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца).

— в это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.

— совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.

— полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.

— совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым с вашей и ребёнка стороны.

Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!

Давайте будем жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно относиться к её дарам!

МЫ РАЗВИВАЕМСЯ

МЫ НА ПРОГУЛКЕ

МЫ ПОМОГАЕМ

МЫ ЗАНИМАЕМСЯ

НАШИ ПРАЗДНИКИ

НАСТРОЕНИЕ — ВЕСНА!

НАСТРОЕНИЕ — ЗИМА!

НАСТРОЕНИЕ — ОСЕНЬ!

НАСТРОЕНИЕ — ЛЕТО!