Составили:
Дмитриева Л. В., воспитатель высшей квалификационной категории;

Дубовик А. Е., воспитатель высшей квалификационной категории

Тема недели: «Мой город».

Образовательная область: «Ребёнок и общество», «Искусство: изобразительная деятельность».

Тип занятия: Усвоение нового.

Тема занятия: «Площадь Тысячелетия города Витебска».

Программные задачи:

  1. Расширять и систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста о городе Витебске, его площадях, улицах, памятных местах и достопримечательностях.
  2. Развивать познавательный интерес к историческому прошлому родного города и настоящему города Витебска.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой город.

Методы и приёмы: беседа-презентация, дидактическая игра, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность детей.

Оборудование: фото презентация «Площадь Тысячелетия города Витебска», резиновые овощи и фрукты, пшено, зерно на подносе, картон, фломастеры, цветная бумага, атласная лента шириной 5 см, заготовки цветов.

Читать далее

Источники планирования:

  1. Учебная программа дошкольного образования/Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013.
  2. Амасович, Н. В. Мой родной город – Витебск: методические рекомендации/Н.В. Амосович.- Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2015
  3. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня: учебно – методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения/Д.Н. Дубинина. – 2 – е изд. Расш. – Минск: Нац. ин – т образования, 2012.
  4. Ладутько, Л. К. Познаём мир и себя: пособие для педагогов дошкольных учреждений/Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2002
  5. http://evitebsk.com/wiki/Площадь_Тысячелетия_Витебска

Ход занятия:

Слайд 1

— Посмотрите, значок навигатора вновь появился на экране. Он зовёт совершить нас экскурсию по родному городу.

Слайд 2

—  Мы с вами оказались на площади. Может быть, кто-то знает её название? Это площадь Тысячелетия города Витебска. Именно с этой площади началось строительство города.

—  А было это так…

Слайд 3

Основала Витебск великая киевская княгиня Ольга в 974 году (в X веке).

Слайд 4

—  Она плыла по Западной Двине, устала и высадилась на берег переночевать со своим войском.

Слайд 5

—  Когда на утро Ольга увидела, какая красота вокруг, чудесная гора, это место ей так понравилось, что она решила построить на ней деревянный замок, чтобы было, где остановиться в свои следующие приезды. И назвала его Витьбеском, поскольку рядом протекала река Витьба. Рядом с замком княгиня Ольга заложила деревянную Свято-Благовещенскую церковь, которую в дальнейшем перестроили в белокаменную.

Слайд 6

Так, прожив 2 года в этом городе, княгиня Ольга вернулась в Киев, а город так и остался Витебском.

Слайд 7

За добрые дела и веру княгиню Ольгу причислили к лику святых. Образ её стали рисовать на иконах.

— Как вы думаете, почему белорусский город Витебск основала киевская княгиня? Ведь Киев – это столица Украины.

Слайд 8

(В Х веке русские, украинцы, белорусы жили дружно в одной стране – Киевская Русь. Столицей Киевской Руси был город Киев.)

Слайд 9

Почему именно на ладьях плыла Ольга? (В Х веке дороги были очень плохие. Главным транспортом, с помощью которого можно было попасть в другой город или другую страну – был водный транспорт – ладьи.)

Слайд 10

—  Как выглядели воины того времени? Какое оружие использовали?

Кольчуга защищала воина. Прорезать её невозможно – а ведь именно резаные раны, имевшие свойство загнивать и оборачиваться тяжёлыми последствиями, были наиболее опасны для воинов прошлого. Конечно, кольчуга не является универсальной и абсолютной защитой от холодного оружия: она может быть прорублена сильным ударом, плохо защищает от колющих ударов и стрел, не защищает от переломов дробящими ударами. Но в целом кольчуга обеспечивала приемлемый уровень защиты, и, как правило, это была лучшая защита, которую могло обеспечить развитие ремесленного производства в те времена.

Шлемы употреблялись на Руси начиная с Х века. Более простые шлемы – без дополнительных защитных частей для лица – стягивались внизу обручем, который иногда орнаментировался. На нём проделывались отверстия для бармицы. То есть кольчужного ожерелья для защиты шеи.

— Из чего делали кольчуги и шлема? Наверное, снаряжение было очень лёгким?

Слайд 11

Вес всего снаряжения с оружием был 35 килограмм.

— Ребята, хотите увидеть, каким был город в то время?

Слайд 12

—  Что это? Огород? Мы должны были увидеть город. А, кажется, поняла! Скажите, когда город только возник, он был большой или маленький? Людей в нем было много или мало? Чем они занимались? Наверное, ходили в супермаркет и покупали себе продукты? Нет? А что же они ели?

—  Основным занятием горожан в то время было земледелие. Посмотрим, что выращивали на огороде.

Слайд 13

—  По-моему, из своего времени перенесли то, чего тогда ещё не было и быть не могло. Поделимся на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек. (Игра «Что выращивали горожане в Х веке»). Вам надо в корзину положить все «местные» плоды, а «заморские» оставить на подносе.

(Местные: морковь, огурец, просо, пшеница, капуста, репа, яблоко, груша.

Заморские: апельсин, ананас, помидор, банан, картофель).

Картофель и помидор завезены к нам через 700 лет при Петре I.

Физкультминутка

Мы по городу идём                       (идти друг за другом)

Смотрим вправо-влево.                 (повороты головы)

Сколько много в нем  домов,        (руки в стороны)

Площадей и скверов.                     (круговые движения руками)

В речке плещется вода                   (волнообразные движения)

Детям дальше в путь пора.            (берутся за руки)

Слайд 14

— Вот мы с вами попали в современный Витебск. Много столетий назад здесь, на территории бывшего Нижнего замка, вершилась история, а сегодня площадь Тысячелетия – это удивительное место, где рождаются живописные виды древнего города.

— На площади Тысячелетия расположена Благовещенская церковь и церковь святого Александра Невского — жемчужины культуры Витебска.

Слайд 15

— Следует обратить внимание и на сквер Пушкина и Кировский мост, которые служат дополнением площади Тысячелетия, внося в ее строгий и величественный облик романтические нотки и радужное настроение.

Фасадами на площадь Тысячелетия выходят здания

  • драматического театра им. Я. Колоса
  • гостиница «Витебск»
  • Универмаг

—  Площадь – обычно центральное место в городе, от которого в разные стороны расходятся улицы города.

—  Именно здесь берут свои истоки улицы Витебска, примечательные удивительной и богатой историей,  улицы Замковая, Калинина и Пушкина.

Слайд 16

22 декабря 2000года на площади заложен мемориальный знак, вместе с которым было заложено и послание потомкам.

Мемориальный знак с текстом – это камень, что лежал в основании Двинского моста (прежнее название Кировского), построенного в 1867 году. Именно тогда появился первый постоянный мост через реку, вместо временных свайных, которые приходилось возводить каждый год. Война уничтожила и это строение. Вновь движение по нему возобновилось после строительства нового в 1955 г.

 

Слайд17

— Какие значимые события происходят на площади Тысячелетия в настоящее время? Участниками, зрителями каких событий были вы? (В настоящее время площадь Тысячелетия – культурная площадка города:

Слайд 18

здесь проходят мероприятия в рамках «Славянского базара»,  мероприятия театрализованные шоу, посвящённые дню рождения города Витебска и знаменитым его представителям,

  • Так, в Витебске 24-26 июля 2015 года впервые прошел проект«Свадебная феерия «Влюбленные над городом», посвященный 100-летию свадьбы витебского художника. Знаете ли вы какого? Марка Шагала и Беллы Розенфельд. Пара известна романтической историей своей любви.

Слайд 19

а также  — это излюбленное место отдыха горожан.

  • Так, например, летом 2015-го, прошлого года летними вечерами на берегу Двины под магнитофон молодые люди танцуют сальсу и бачату, ча-ча-ча.
  • Летом здесь традиционно располагаются гастролирующие цирки, комплексы заезжих аттракционов.

Слайд  20, 21, 22

— У меня есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний». Посмотрим, как вы внимательны были на занятии. Из 4-ёх предложенных фотографий выберите лишнюю, одна из фотографий не относится к площади Тысячелетия.

Слайд 23

Творческое задание для детей

В конце нашего занятия, ребята, я предлагаю вам почувствовать себя древними витеблянами: мальчики будут древними рыцарями и сделают для себя рыцарский меч, а девочки пусть почувствуют себя прекрасными дамами и сделают венок из цветов.

Рефлексия

— Вам понравилось наше путешествие по  площади Тысячелетия?

— Что понравилось вам больше всего?

— Что вы можете нового рассказать о ней своим друзьям?

— О чём бы вам хотелось узнать на следующем занятии?

Составила: Морозова Н.М., воспитатель высшей квалификационной категории;

Тема недели: «Мой город».

Образовательная область: «Ребёнок и общество», «Искусство: изобразительная деятельность».

Тип занятия: Усвоение нового.

Тема занятия: «Привокзальная площадь».

Программные задачи:

  1. Расширять и систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста о городе Витебске, его площадях.
  2. Развивать познавательный интерес к историческому прошлому родного города и настоящему города Витебска.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой город.

Методы и приёмы: беседа-презентация, дидактическая игра, самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

Оборудование: фото презентация «Привокзальная площадь», карта города, разноцветные знаки навигатора путешествий, ауди запись шумов

Источники планирования:

  1. Учебная программа дошкольного образования/Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013.
  2. Амасович, Н. В. Мой родной город – Витебск: методические рекомендации/Н.В. Амосович.- Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2015.
  3. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня: учебно – методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения/Д.Н. Дубинина. – 2 – е изд. Расш. – Минск: Нац. ин – т образования, 2012.
  4. Ладутько, Л. К. Познаём мир и себя: пособие для педагогов дошкольных учреждений/Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2002.

Ход занятия

Слайд 1

В любую погоду зимой и весной

Всегда ты красивый, мой Витебск родной.

Мы в городе древнем, ребята, живем,

Работаем, учимся, мир познаем.

Слайд 2

Над тихой Двиной чайки шумно кружат,

Церквей купола на солнце блестят.

Где б ни был, но город свой не забывал,

Всемирно известный художник Шагал.

Слайд 3

Славянский базар собирает гостей,

И в мире большом у нас много друзей.

Так много тут улиц, домов, площадей,

Как много хороших, прекрасных людей.

Слайд 4

Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Из стихотворения вы поняли, что путешествие наше состоится по городу Витебску.

Развивающая ига (слуховое восприятие) «Шум путешествий»

На чем люди могут путешествовать вы можете догадаться по шуму. Послушайте внимательной ауди запись.

-шум аэропорта (воздушный транспорт),

-шум морского причала (водный транспорт),

-шум автомобильной дороги (наземным транспортом),

-шум вокзала (железнодорожным транспортом)

-Ребята, где мы с вами очутились? (ответы детей: вокзал г. Витебска)

Слайд 5

Проверяем по навигатору путешествий. Значок подтверждает ваши догадки.

Слайд 6

-Какой бы город Вы не посетили, в том числе и Витебск, здание железнодорожного вокзала будет первым, кто «встретит» Вас на перроне и откроет свои двери в старинный город. И неважно: будет ли это солнечным погожим днём, или же ночью, когда здание вокзала будет ярко освещено разноцветными огнями, для Витебского железнодорожного вокзала Вы всегда будете самым любимым и долгожданным гостем!  А туристов особенно много летом. Какое событие в городе привлекает людей из различных стран? (ответы детей : «Славянский базар»).

Развивающая игра «Целое, часть»

Вокзал: кассы, банкоматы, зал ожидания…..

Зал ожидания: кресла, аптечный киоск, буфет…

-Вокзал является частью площади, которая находится возле вокзала (у вокзала, при вокзале). Как вы думаете она может называться? (ответы детей : привокзальная).

Слайд 7

Железнодорожный вокзал в Витебске появился 150 лет назад в связи с постройкой (Динабурго-Витебской (Динабург в настоящее время — Даугавпилс)) железной дороги, которая в то время проходила через наш город.

У войны жестокие правила: она никогда и никого не щадит. Архитектура Витебска не была исключением, и во время Великой Отечественной Войны здание железнодорожного вокзала было полностью разрушено. По новому проекту оно было восстановлено лишь в 1952 году. (Им занимался знаменитый советский архитектор Борис Мезенцев, который помимо витебского жд вокзала спроектировал также здания вокзала в Харькове, Смоленске и Бородино. Кроме этого создатель данной витебской достопримечательности известен еще и как соавтор одной из московских высоток на Красной площади, поэтому не мудрено, что витебский вокзал получился в стиле а-ля «сталинский ампир», что не смогло не отразится на архитектуре Витебска, а именно на улице Кирова).

Современное здание вокзала двухэтажное, при этом создается впечатление, что зданий два, так как центральный фасад гордо выдвигается вперед, оставив за собой двух одинаковых прямоугольных «братьев». Три просторных оконных проёма арочной формы приковывают взгляд ничуть ни меньше расположенных по обе стороны от входа колонн с низкими треугольными фронтонами. (При этом ниши крайних колонн служат хранилищем мемориальных плит, на которых отражена история города Витебска. Барельефы, а их два, отражают военную тематику и своей масштабностью только подчеркивают монументальность здания. В общем, можно смело сказать, что если и есть какая-либо витебская достопримечательность, являющаяся образцом советской архитектуры 50-х годов, то это железнодорожный вокзал в Витебске).

В 2010 году в здании витебского железнодорожного вокзала была завершена первая масштабная реконструкция. До этого же года никаких серьезных ремонтных работ не проводилось. Снаружи вокзал, претерпел не слишком большие изменения. Нынешний железнодорожный вокзал в Витебске радует своим видом не только горожан, но и туристов. Основные усилия строители приложили к внутренней отделке вокзала, кардинально изменив интерьер здания, начиная от полов и оконных проемов, и заканчивая надстройкой дополнительных этажей. Отдельно хочется отметить и «интеллектуальное содержимое» вокзала. Были усовершенствованы информационно-справочные системы, улучшено освещение, при этом как на самом вокзале, так и на платформах, установлены автоматизированные справочные терминалы и электронные информационные табло. Новые панорамные лифты, которыми в городе Витебске на данный момент может похвастаться только железнодорожный вокзал.

Слайд 8, 9

Открывая массивные деревянные двери вокзала, первым делом нужно обратить внимание на Привокзальную площадь, которая после реконструкции вокзала преобразилась до неузнаваемости: в центре площади установлен фонтан, клумбы с яркими цветами, которые с наступлением темноты освещает иллюминация, деревянные скамейки с коваными вставками. Рядом с площадью находится сквер, а прямо за ним еще одна из витебских достопримечательностей: Дворец творчества детей и молодежи.

Слайд 10

К привокзальной площади еще относятся пригородные кассы, багажное отделение. А на платформе встречает и провожает туристов скульптурная композиция «Встречающая пара»

Слайд 11

А сейчас вы сможете поделиться впечатлениями о нашем путешествии, составив «Синквейн» на тему вокзал (привокзальная площадь, экскурсия).

Слайд 12

Обратите внимание, еще раз появился значок навигатора путешествий на карте. Это электронный вариант карты. А у меня есть еще бумажный. Я предлагаю вам рассмотреть город. Найти реки, улицы, площади.

Рефлексия

Вы нашли знакомые места и незнакомые. Сейчас, используя разноцветные значки навигатора путешествий (выбирайте цвет в зависимости от вашего настроения), мы определим какие площади еще мы можем посетить в ходе виртуального путешествия.

Составила: Трафимова Н.И. воспитатель высшей квалификационной категории

Программное содержание :

  • Формировать у детей представления о достопримечательностях города.
  • Развивать познавательный интерес к истории родного города.
  • Развивать эстетические способности, видеть, чувствовать красоту, желание сделать свой город краше.
  • Развивать творческие способности.
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Вызвать интерес и уважение к прошлому и настоящему города.

Методы и приёмы:

  • Рассказ;
  • Беседа;
  • Демонстрация слайдов;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Дидактическая игра;
  • Художественно-продуктивная деятельность детей.

Источники:

  1. Учебная программа дошкольного образования/Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013.
  2. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня: учебно – методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения/Д.Н. Дубинина. – 2 – е изд. Расш. – Минск: Нац. ин – т образования, 2012.
  3. Ладутько, Л. К. Познаём мир и себя: пособие для педагогов дошкольных учреждений/Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2002.

Ход занятия:

Ребята, сегодня по электронной почте я получила письмо. Скажите, чем отличается электронное письмо от обычного письма? (Ответы детей)

Письмо от Нестерки. Нестерка – это фольклорный персонаж, который никогда не унывает, весельчак, который любит приключения. Судя по всему, для нас он тоже приготовил приключение.

Слайд 1  В письме содержится что – то зашифрованное. Какие мысли есть у вас, что это? (Ответы детей: план города с зашифрованными объектами).  

– Что образует город? (дома, улицы и т. д.)

– Что украшает город? (парки, скверы, красивые здания, фонтаны, площади).

– А какие площади вам знакомы?  На каких площадях вы бывали с родителями?

– Сегодня Нестерка приглашает нас на экскурсию на одну из площадей нашего города, а на какую площадь нам укажет навигатор путешествий. Ну а так, как Нестерка известный весельчак, он придумал задания, чтобы мы разгадали название площади.

– Непонятно, все закрыто цифрами.  Как прочитать карту? С чего начнем? (Обращаем внимание на цифры).

– Начнём с цифры 1.

Загадка

Чтение загадки:

Вот старинный дом огромный

Стены, башни, ров прорыт

Переставишь ударение

И на двери он весит.

(Замок)

Отгадка подсказывает нам название площади.

– Как можно назвать площадь, в названии которой есть слово «замок»?

Слайд 2Теперь понятно, что мы отправляемся на экскурсию по Замковой площади города Витебска, а на карте зашифрована именно эта площадь.

Слайд 3 Главная достопримечательность — это Успенский собор (Свято – успенский кафедральный собор), который был восстановлен недавно в 2011году.

Слайд 4Обратите внимание, насколько он красив. Это единственный собор, в котором действующий нижний ярус находится под землей.

Слайд 5 Следующая цифра два? Как вы считаете, что это может быть:

– Он соединяет замок и площадь.

– Он соединяет судьбы людей.

– Может соединить два берега.

– Что ещё может соединять?

(ответы детей: мост)

Надо проверить наше предположение, разгадав кроссворд.

 А помогут нам слова, которые обозначают предметы необходимые для прогулки по городу:

— Я вопрос сейчас задам.

Есть у кенгуру и дам

В магазин ее берут,

И продукты внутрь кладут…

(Сумка)

— Очень любят дети холодок в пакете,

Холодок, холодок, дай лизнуть тебя разок.

 (Мороженое)

-Идя на работу, и в праздник любой

Всегда и повсюду ношу их с собой.

И даже когда я иду налегке,

Они все равно у меня на руке.

Я знаю, они постоянно в пути.

Я встану – они продолжают идти,

Я сплю – они все идут и идут

И свой никогда не изменят маршрут.

(Часы)

-Кто со мною в дождик вышел, для того и есть я крыша.

(Зонт)

В кроссворде выделилось слово (дети отвечают: мост). Правильно- это мост.

Слайд 6 Называется этот мост Пушкинский.  Раскинулся он над рекой Витьба. 

Слайд 7 Его длина 28 метров. В середине 2000-х годов у молодоженов возникла традиция – в день свадьбы вешать замки на мост в знак верности друг другу. В качестве украшения  были установлены скульптуры львов и красивая ночная подсветка.

Пушкинский мост ведёт нас к следующему объекту.  Собрав разрезные картинки (по подгруппам), мы поймем, какое место на площади спряталось под цифрой 3

Д. и. «Собери картинку»  (разрезная картинка:  театральная кукла)

– Как вы думаете, где можно увидеть эту куклу? (ответы детей).

Слайд  8Это действительно детский театр «Лялька».

Слайд 9 Название театра – это русское слово или белорусское? Что оно обозначает? (ответы детей). Действительно, кукла – это главный действующий герой в этом театре. Как только поднимается занавес, куклы тут же оживают и начинают разговаривать со зрителем, используя музыку, танцевальную пластику. Кто из вас был на кукольных спектаклях? (впечатления детей).

Слайд 10Какая у нас для расшифровки следующая цифра (4)?

   – Нестерка приготовил нам зашифрованные картинки, которые ми помогут нам ответить на этот вопрос (Ключевое слово «ТЕАТР») 

Т – билет 5-1;

Е – вешалка 2-2;

А – маска 2-3;

Т – люстра 4-4;

Р – кресло 2-5.

Дети расшифровывают слово.

 Слайд 11Это драматический театр имени Якуба Колоса, который в этом году отмечает 90 лет и радует жителей и гостей г. Витебска театральными постановками на белорусском языке.

Слайд 12 Кто был внимателен, тот ответит, что общего между детским театром и взрослым (ответы детей: постановки на белорусском языке). Кстати, Нестерка – это еще и театральный персонаж, который веселит зрителей своими шутками и приключениями.

Слайд 13 А следующая цифра 5 содержит ауди подсказку.

Звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (в  аудиозаписи).

Ребята, если вы узнали автора этого произведения, то легко отгадаете, чей памятник расположен на Замковой площади.

Слайд 14  Изображение памятника А.С. Пушкину. 

Слайд 15 У памятника великому русскому поэту расположена скамейка влюбленных, фонтан, который каждую весну начинает радовать жителей и гостей города своей прохладой.

 Слайд 16 Мы познакомились с достопримечательностями Замковой площади. Осталась последняя. И за то, что мы так хорошо справились с предыдущими заданиями – этот объект открывается сам.

Слайд 17 Это памятник П. М. Машерову, который учился в Витебском педагогическом Институте до войны. В начале ВОВ руководил Россонским подпольем. Командовал партизанским отрядом. За мужество и героизм удостоен звания Героя Советского союза.

Слайд 18  Вот мы совершили прогулку по Замковой площади. Все объекты, расположенные здесь мы открыли. А как же исторически сложилась площадь, предлагаю посмотреть.

Рассказ воспитателя об истории возникновения площади.

(Слайды исторические 19-22).

Замковая площадь возникла на территории Верхнего замка в 14-16 веках. Между Замковой горой и Двинской возвышенностью был когда-то пруд. Вокруг пруда образовалась площадь, которую назвали Замковой или Театральной (т.к. рядом находились замок и театр). В народе её называли «Поганой». Пруд забрасывали различным хламом и мусором, от этого шёл неприятный запах, поганый. За чистой водой горожане спускались с горы к реке Витьба. В 1860 г. пруд засыпали. Площадь уже имела приличный вид. В 1868 г. здесь был построен цирк. По месту где был засыпан пруд, прошла улица, которая полукругом вела к мосту через Витьбу. На восточной стороне площади было построено здание «Мужской гимназии». На остальной территории раскинулся гимназический сквер. До войны улицу выпрямили через сквер. 1 мая 1939 г. состоялось открытие памятника А. С. Пушкину.  Здание гимназии в 1973 г. было разрушено.

В 2011 г. проведена реконструкция площади. В настоящее время во время «славянского базара», городских мероприятий, здесь проходят народные гулянья, выставки народных умельцев и т. д. Замковая площадь стала одной из любимых мест отдыха горожан. (Слайд 25,26)

*Оформление приглашений на экскурсию по Замковой площади (Слайд 25). Теперь вы знаете очень много про эту площадь и можете сами провести экскурсию, например, для детей нашего детского сада. Я предлагаю изготовить пригласительные билеты, на которых вы графическим рисунком украсите Успенский собор используя гелевые ручки и различные линии.

Самостоятельная работа детей (графика), в ходе которой для рефлексии можно использовать вопросы:

-чем понравилась площадь,

-что было наиболее интересно в ходе виртуальной экскурсии и т.д.

Составили: Рипянчина Е.В., воспитатель высшей квалификационной категории;

Барбашова И.П., воспитатель высшей квалификационной категории

Тема недели: «Мой город — Витебск».

Образовательная область: «Ребёнок и общество», «Искусство: изобразительная деятельность, художественная литература».

Тип занятия: Усвоение нового материала.

Тема занятия: «Площадь Победы»

Программные задачи:

Расширять и систематизировать представления детей старшего дошкольного       возраста о городе Витебске, его площадях, улицах, памятных местах и достопримечательностях.

Развивать познавательный интерес к историческому прошлому родного города и настоящему города Витебска, побуждать детей к высказываниям и рассуждениям по поводу увиденного.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой город.

Методы и приёмы: демонстрация слайдов, рассказ, беседа, решение проблемных вопросов, развивающая игра «Найди отличия», самостоятельная художественно-продуктивная деятельность детей.

Оборудование: фото презентация, развивающая игра «Найди отличия», практический материал для создания коллажей.

Источники планирования:

  1. Учебная программа дошкольного образования/Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013.
  2. Амасович, Н. В. Мой родной город – Витебск: методические рекомендации/Н.В. Амосович.- Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2015
  3. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня: учебно – методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения/Д.Н. Дубинина. – 2 – е изд. Расш. – Минск: Нац. ин – т образования, 2012.
  4. Ладутько, Л. К. Познаём мир и себя: пособие для педагогов дошкольных учреждений/Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2002

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Слайд 1

— Посмотрите, значок навигатора вновь зовет нас совершить экскурсию по родному городу. Это значит, что новое место мы сегодня посетим.

На экскурсию мы едем –

Город свой узнать хотим.

Вдоль по улицам проедем

И в окошко поглядим.

—  На одну из площадей мы сегодня и отправимся.

  1. Основная часть

Слайд 2

— Ребята, как вы думаете, почему она так названа? Площадь Победы – одна из красивейших площадей города, самая большая площадь города и страны. А также является одной из самых больших площадей Европы. Посвящена событиям Великой Отечественной войны.

— Что вы знаете об этой площади? (Площадь Победы – это дань мужеству воинов — освободителей, партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны.)

Слайд 3

Рассказ Л. Кассиля «Твои защитники»

В 1941 году напал на нас злой и сильный враг — фашисты из Германии. Никогда ещё не было врагов страшнее их. Много стран захватили фашисты. И никто не мог справиться с ними. Зазнались фашисты, решили, что легко победят и нас. И однажды ночью они как разбойники напали на наши города. Но встал на защиту своей страны весь народ.

Четыре долгих года шла Великая война. Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь из нашей страны выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.

Но не сразу — в тяжёлых, опасных боях досталась нам победа.

Одни войска дрались с врагом на земле, другие били фашистов в воздухе. На морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.

Это твои защитники. Они сражались за то, чтобы враги не помешали тебе вырасти хорошим и счастливым человеком. Они днём и ночью стоят на страже мирной жизни, чтобы тебе и всем детям на свете можно было никого не бояться, смело жить, спокойно спать и читать разные книги.

Слайд 4

— Начинается мемориал 2-мя скульптурными группами. Как вы думаете, что они обозначают? Почему вы так решили?

— Первая из них напоминает о начале войны. Из бронзы вылиты уходящие на фронт солдаты, одного из них провожает женщина. В конце скульптурной группы изображены молодые люди в гражданской одежде – символ зарождения партизанского и подпольного движения. Город Витебск пережил 1083 дня оккупации, с 9 июля 1941 года по 26 июня 1944 года. Освобождён в ходе операции «Багратион».

Слайд 5

— Вторая скульптурная группа представляет собой картину освобождения. Изображены врывающиеся в город солдаты. Среди них знаменосец, женщина с ребёнком. Уроженец Витебщины капитан Мясоедов водрузил над городом красное знамя Победы. Воинов-освободителей встретило всего лишь 118 жителей из 180 тысяч проживавших до войны.

Слайд 6

— Между скульптурными группами начинается лестничный спуск с двумя бассейнами с фонтанами. Это символ слёз, пролитых матерями по не вернувшимся с войны сыновьям и дочерям. Движение воды символизирует вечное течение жизни, постоянное её обновление.

Слайд 7

— В глубине мемориала три штыка-обелиска высотой 56м, напоминающие о том, кто именно принимал участие в освобождении Витебска. На высоте 6-ти метров мемориал охватывает трёхгранный пояс, который рельефно отражает эти силы. К площади повёрнут воинский барельеф, на котором изображены два бойца – символ двух фронтов(3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского). Между ними женщина-мать, провожающая бойцов из Витебска

Слайд 8

Второй барельеф посвящён партизанскому движению, третий – подпольному движению. Партизаны и подпольщики сражались с фашистами в тылу врага: подрывали железную дорогу, чтобы враги не могли получить новое оружие, уничтожали вражеские отряды, помогали нашим солдатам на фронте. Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью «Слава героям».

Слайд 9

Между штыками находится 5-тиконечная звезда и вечный огонь, который горит в память о погибших.

К реке от монумента ведут 3 лестницы.

— Когда традиционно происходит возложение венков и цветов к Вечному огню? Когда мы отмечаем праздник Победы?

Слайд 10

— Каждый год, 9 мая, на площадь Победы приходят ветераны войны – воины и партизаны. Они вспоминают своих погибших друзей и приносят цветы к вечному огню. В этот день всегда проходит парад Победы. В параде участвуют молодые воины – защитники нашей страны и современная боевая техника. На парад в качестве гостей приглашаются ветераны Великой Отечественной войны.

Слайд 11

— Парк победителей находится недалеко от мемориального комплекса «три штыка», в нем вы сможете увидеть военную технику времен второй мировой войны, а также легендарные модели советской авиации.

— Видели ли вы парад Победы? Расскажите, чем вам запомнился парад Победы?

Физкультминутка

Мы празднуем Победу!              (шагают на месте)

Салют, салют, салют!                   (руки вверх, пальцы сжимают- разжимают)

Кругом цветы весенние              (руки на пояс, повороты туловища)

Цветут, цветут, цветут!               (руки развести в стороны)

Все люди пляшут, празднуют,   (приседания, выставляют ногу вперёд)

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные      (вдох, круговое движение руками,

Живут, живут, живут!                  изображая земной шар)

Слайд 12

Игра «Найди отличия» (сравнение площади Победы до реконструкции и после по слайдам)

— Чем отличаются фотографии Сквера Мира и обновлённой площади?

— Ребята, что вам больше нравится Сквер Мира или обновлённая площадь? Почему? Как вы думаете, зачем нужны были такие перемены? (Расширена площадь для проведения массовых мероприятий).

— Для чего на площади нужны экраны, сцена?

— Какие ещё праздники и мероприятия  проводятся  на площади? На каких из них побывали вы? Чем они вам запомнились?

  1. Заключительная часть

Слайд 13

Коллаж (4 подгруппы)

—  На предыдущих занятиях мы с вами путешествовали по площадям города Витебска. Сейчас мы сделаем коллажи этих площадей. Отберите картинки относящиеся к этим площадям.

1 подгруппа делает коллаж «Привокзальная площадь», 2 подгруппа – «Площадь Тысячелетия», 3 подгруппа – «Замковая площадь», 4 подгруппа «Площадь Победы». (В процессе работы дети делятся своими впечатлениями о посещении данных зон, рассуждениями об их значимости.)

— Чем отличаются площади?

— А правда, что на площади Привокзальной находится памятник А. С. Пушкину?

— На какой площади находится Драматический театр им. Я. Колоса?

— На какой площади расположена Свято-Благовещенская церковь?

— А правда, что княгиня Ольга первая прибыла на витебский вокзал?

— Замковая площадь названа потому, что к ней примыкает мост, на котором вешают молодожёны замочки? Почему Замковая площадь получила такое название?

—  Почему вы решили, что именно эти картинки относятся к площади Победы?

Слайд 14 Рефлексия

— Ребята, вам понравилось путешествие на площадь Победы?

— Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового для себя?

— Если бы вы рисовали мир на Земле, какими бы красками вы его изобразили?     Почему? Какие символы вы бы изобразили?

— Какие площади города вам понравились больше?