Дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Поэтому приоритетным направлением работы нашего учреждения  является физическое воспитание и формирование основ здорового образа жизни.

Цель физкультурно-оздоровительной работы в нашем учреждении – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи:

— Охрана и укрепление здоровья детей

— Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

— Развитие физических качеств

— Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

— Воспитание потребности в здоровом образе жизни

— Обеспечение физического и психического благополучия

Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. 70 % детей страдают кариесом зубов. Анализ физического развития детей выявил тенденцию снижения гармонично развитых и увеличение числа детей с дисгармоничным развитием.

Вновь на повестке дня стоит проблема «школьной зрелости». Справедливости ради следует сказать, что среди детей с различными формами «школьной незрелости» больше детей, не посещавших дошкольные учреждения. Это говорит о том, что дошкольное воспитание ещё не утратило свою значимость.

Всё вышесказанное убедительно показывает, что только комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблему оздоровления детей. К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образованном учреждении следует отнести:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию питания;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
  • организация лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
  • физическое воспитание детей.

I. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создания гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольных учреждений. В этой связи хотелось бы поговорить не только о профессиональной, но и о человеческой и гражданской ответственности воспитателей и специалистов. И в первую очередь это касается организации ухода за детьми. Уход за ребёнком – это, прежде всего, обеспечение чистоты его тела, одежды, постели, на которой он спит. У ухоженного ребёнка в порядке нос, есть носовой платок, волосы расчёсаны, ногти подстрижены. Но, к сожалению, ухоженных детей в детском саду не так уж много. По-прежнему санитарные службы беспокоит проблема педикулёза у детей. Не будем отрицать, что её должны решать их родители. Но и роль дошкольного учреждения в решении этой проблемы очень важна. Не меньше проблем с освещённостью игровых и учебных зон. И чаще не из-за отсутствия лампочек или малых размеров окон. Окна загромождаются растениями, занавесы будуарного типа снижают уровень освещённости. А ведь солнечный свет необходим ребёнку так же, как и растения. Но главное – дети как можно больше должны находиться на свежем воздухе. Выдыхаемый воздух многократно вдыхается вновь, что приводит к усталости, снижению умственной и физической работоспособности. Это говорит о необходимости тщательного соблюдения режима проветривания и это должно быть предметом внимания и заботы воспитателя, которому родители доверили своего ребёнка.

В завершении это части лекции, хотелось бы заострить внимание на выполнении санитарного режима в дошкольном учреждении, а обеспечение ухода за детьми должно стать первым критерием профессионализма педагогов и качества оздоровительной работы.

II.Организация питания детей в дошкольном учреждении так же требует определённой коррекции. Во-первых, сами продукты питания являются натуропатическим средством оздоровления и лечения детей и взрослых. Не случайно при разных заболеваниях назначают различные диеты.

Во-вторых, интеллектуальные и физические нагрузки, которые испытывает ребёнок, приводят к энергозатратам, которые требуется пополнять, в том числе и за счёт питания. Поэтому в организации питания следует, кроме санитарно-гигиенического и нормативного компонентов, так же обращать внимание на оздоровительный и психологический. Санитарно-гигиенический компонент организации питания связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением и выдачей, соблюдением требований к мытью и содержанию пищеблоков. Нормативный компонент подразумевает выполнение ежемесячных номинальных норм питания в соответствии с инструктивными документами. Оздоровительный компонент предусматривает:

-дополнительное питание для ослабленных детей;

-специальную диету для детей с превышением веса, аллергическими, гастроэнтерологическими и прочими заболеваниями;

-введение в меню в качестве вечернего ужина кисло-молочных продуктов, обогащённых бифидобактериями;

-приготовление оздоровительных коктейлей, фитонапитков;

-обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами.

Психологический компонент связан с комфортными условиями приёма пищи. Здесь важно всё: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи. Комфортность условий приёма пищи обеспечивается разумным графиком питания детей; неплохо, если будет звучать спокойная, негромкая музыка. Чтобы у ребёнка не было проблем со столовыми приборами, сервировка стола должна быть полной. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы приём пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей.

Общение с детьми во время еды требует особо тщательной психологической подготовки. Поэтому психологу дошкольного учреждения следует подобрать тематику бесед для каждой возрастной группы. Не нужно принуждать ребёнка есть. Завершая педагогический экскурс по организации питания детей, хочется отметить, что обеспечение психологического комфорта во время еды под силу только коллективу профессионалов, живущих в ногу со временем и любящих своих воспитанников.

III. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Учёт психического состояния ребёнка является одной их актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребёнка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы. Воспитатель и психолог дошкольного учреждения должны чётко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребёнка. Особенно это важно во время адаптационного периода. Устойчивое положительное построение свидетельствует об успешной адаптации ребёнка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая смена настроения говорит об обратном. Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, физическая нагрузка, организация правильного питания, сна, закаливания. Всё вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами системы лечебно-профилактической работы и физического воспитания детей в дошкольном учреждении.

IV.Организация лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении предполагает осуществление комплекса мероприятий с целью укрепления здоровья ребёнка, повышение способности его организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды, а также реабилитацию детей после перенесённых заболеваний. Кроме того, одним из важнейших направлений лечебно-профилактической работы является профилактика нарушений осанки.

Лечебно-оздоровительную работу следует проводить по специальной программе, которая разрабатывается на основе анализа заболеваемости детей за несколько предыдущих лет, а так же на основе анализа состояния здоровья и физического развития детей дошкольного учреждения. Обычно в году наблюдается три периода повышения заболеваемости: два периода межсезонья, связанных с перестройкой наших биологических часов, и период гриппа. Профилактическая работы по снижению заболеваемости во время вышеуказанных периодов делится на три этапа: подготовительный, интенсивной профилактики, восстановительный.

Подготовительный этап длится не менее месяца до начала подъёма заболеваемости. Его цель – подготовить организм ребёнка к наступлению самого неблагоприятного в сезоне времени.

Этап интенсивной профилактики длится от начала подъёма заболеваемости до её возвращения к исходному состоянию. Цель этого этапа – максимальная поддержка организма в самое неблагоприятное время.

Профилактика отклонений в физическом развитии представляет систему мер, направленных на предупреждение плоскостопия, сколиоза и других патологий.

Комплекс утренний гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после дневного сна, физкультурные паузы должны содержать упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи.

Система оздоровительных мероприятий включает:

-обучение детей уходу за своим телом;

-закаливание;

-витаминизация блюд;

-фитопрофилактика;

-освоение упражнений психосаморегуляции состояния;

-оптимизация двигательной деятельности детей.

Методик закаливания детей в условиях дошкольного учреждения в специальной литературе достаточно. Сущность закаливания состоит в тренировке терморегуляционного аппарата организма ребёнка. В дошкольном учреждении необходимо создать пульсирующий микроклимат, его благоприятное влияние основано на следующем биологическом законе: для нормального роста и развития живых организмов необходимо воздействие перемежающей температуры. Для детей дошкольного возраста оптимальной является амплитуда колебаний температуры воздуха от 3 до 5 градусов.

V. Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства. Однако, первоочередной задачей физического воспитания было и остаётся укрепление здоровья детей. Все другие задачи образовательного и воспитательного плана решаются в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и уровня их физического развития. Поэтому современные технологии физического воспитания носят название физкультурно-оздоровительных.

Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития образования является оптимизация оздоровительной деятельности. Оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации интеллектуального потенциала.

В нашем учреждении проводится большая работа по приобщению детей с раннего возраста к физической культуре.

Формы ее разнообразны: это и физкультурные занятия, среди которых важное значение имеют занятия под музыку с использованием различных элементов гимнастики и танца, и такие мероприятия, как спортивные праздники,  где немаловажную роль играют интересная тематика выступлений, музыкальное сопровождение, красочные костюмы, красиво оформленные вымпелы и значки и т.д.

Спортивные праздники являются как бы итоговым мероприятием, отчетом годовой работы воспитателей и руководителей физического воспитания

Из года в год совершенствуются формы организации этих праздников. Все больше общественных организаций привлекается к их подготовке.

Каждый раз проводится анализ прошедших спортивных праздников: составляется и обсуждается программа следующих, разрабатывается приблизительная структура, обсуждаются костюмы, в которых будут выступать участники, а также место и дата проведения праздника, утверждается оргкомитет, который отвечает за подготовку номеров, семинаров, решает хозяйственные вопросы (обеспечение материалами на костюмы, лозунги, декорации и т. д.).

С каждым годом совершенствуются сценарии праздников. На каждом таком спортивном празднике исполняются творческие номера воспитанников.

Принципы составления сценария  спортивного праздника:

1. Соответствие номеров программы идее праздника и возрасту воспитанников.

2. Использование в гимнастических номерах разнообразных предметов, благодаря чему развиваются двигательные умения и ловкость ребят.

3. Использование ярких костюмов, которые создают у детей эмоциональный настрой, развивают их потребность в прекрасном.

4. Разнообразие тематических номеров:

  • тема Родины и малой Родины
  • тема дружбы
  • спортивная тематика — она предполагает массовые номера с использованием разных предметов: обручей, резиновых и надувных мячей, гимнастических булав и палок, кубиков, корзиночек и венков из цветов, флажков, вертушек, зонтиков, кукол и колясок, лошадок, лент, шариков, штанг из поролона, разнообразных фигур, сачков, больших и маленьких декоративных флагов, барабанов, гантелей.
  • сказочная тематика — наиболее часто используемая тематика. Она является украшением каждого праздника и любима не только детьми, но и взрослыми. Дети с большим подъемом, радостью изображают сказочных героев, обитателей леса, домашних животных. Это наглядно подтверждают такие сюжетные постановки, как «Собачки», «Тролль», «Лесная сказка», «Буратино», «Куколки и оловянные солдатики», «Карусель зверей», «Уточка», «Красный мак», «Белоснежка и семь гномов» и многие другие.

Заинтересованность детей и зрителей.

Для этого, прежде всего, необходимо сделать каждый праздник своеобразным, неповторимым, в котором кульминацией является сюрприз — явление зрителям и участникам чего-то нового.

В процессе подготовки и проведения спортивных праздников повышается интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом; увеличивается интерес дошкольников к физкультурным занятиям под музыкальное сопровождение.

Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.

Воспитатель может провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Более подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Со временем, когда дети привыкнут действовать в коллективе, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений. 

Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака. 

Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка. 

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей. 

На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. 

При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры. 

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки. 

В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводятся чаще всего небольшими группами или с отдельными детьми. 

Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физической культуре (Программа воспитания и обучения в детском саду, — М., 1985) предусматривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней). 

Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин. 

С детьми четвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 15-20 мин. 

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин. 

Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как малыши быстро перегреваются, потеют, скорее устают, и у них пропадает желание участвовать в этих играх. 

Значительные затруднения вызывает проведение подвижных игр с малышами на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже детям четвертого года жизни, имеющим несколько больший двигательный опыт, чем дети третьего года, играть в такой одежде трудно. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому игры с малышами удобнее проводить небольшими подгруппами. 

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на участке с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в помещении — в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые можно использовать в игре. 

На участке же зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточно просторную площадку — сделать постройки из снега (снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты), а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести санки, лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т. п.). Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе. 

Если детский сад выезжает на дачу или расположен поблизости от леса, парка, лужайки, то при проведении подвижных игр во время прогулок следует использовать особенности окружающей местности: пригорки, пеньки, канавки, поваленные деревья. Они могут служить препятствиями, преодолевая которые дети приобретают многие полезные навыки, приучаются управлять своими движениями в различной обстановке. Малыши учатся ловко пробегать между деревьями, проходить по узкой тропинке, взбираться на пеньки, сходить с них, перешагивать невысокие препятствия. Двигательный опыт детей обогащается, совершенствуются функциональные возможности детского организма. 

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре. 

В занятие физической культурой для младших дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная — в основную часть, вторая, более спокойная — в заключительную часть занятия; цель последней — успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры: «Воробушки и кот» (где все дети активно бегают, приседают, изображая летающих и клюющих птичек, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и «Найди флажок» (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем флажок). 

Со второй младшей группой (четвертый год жизни) программой предусмотрено 3 физкультурных занятия в неделю. Одно из них рекомендуется проводить в течение всего года на воздухе во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от времени года и погоды. В теплое время года на таких занятиях имеют место упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время чаще всего включаются простейшие спортивные упражнения, такие, как скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, и в сочетании с ними — подвижные игры. 

При менее благоприятной погоде (весной, поздней осенью) занятия могут быть построены преимущественно из игровых упражнений и подвижных игр.

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.

Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

 «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягушки и цапли». Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

 «Парашютисты». Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит «парашютистов», отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног. Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

«Скоморохи». Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

«Тачка». Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и «превращается» в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и везет. Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами. Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их.

 «Кошка». Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре «Кошки — мышки». Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

 «Гуси». Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.

 «Бег в бумажном колпаке». По сигналу гонга дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего «Старт» дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

Виброгимнастика относится к профилактической физкультуре. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.

Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это. Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или посте напряженной умственной деятельности.

Упражнения виброгимнастики разработаны академиком А. А. Микулиным. Нужно подняться на носки, чтобы каблуки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.

Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек), потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы каблуки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. Они должны быть такими, как при беге. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти

Общая длительность выполнения упражнения — 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.

Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.