Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В.А. Сухомлинский

  1. Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
  2. Проводить режимные моменты точно по режиму.
  3. Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать новым умениям.
  4. При проведении    процессов    воспитывать    культурно-гигие­нические навыки.
  5. Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или иным процессом.
  6. Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяс­нение, напоминание.
  7. Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожи­дали друг друга.
  8. Учитывать индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.
  9. Относиться к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо. Понимать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.
  10. Использовать кормление, одевание и умывание в целях разви­тия речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.

Методические правила проведения кормления:

1, При проведении кормления необходимо воспитывать сле­дующие умения и навыки:

а) мыть руки перед едой;

б) принести стул и сесть за стол;

в)   есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой, к третьему году держать ложку правильно;

г) есть с аппетитом все, что полагается;

д) есть первые и вторые блюда с хлебом;

е) самостоятельно доставать и пользоваться салфеткой.

Формирование правил поведения:

— не мешать во время еды другим детям;

— не выходить из-за стола, не окончив еды;

— уметь спокойно подождать, когда воспитатель занята другим ре­бенком;

— свои просьбы выражать словами;

— говорить «спасибо» после еды.

  1. Процесс кормления детей должен проходить четко по указанно­му в режиме дня времени.
  2. Перед едой дети должны играть в спокойные игры.
  3. Детям начинают мыть руки только тогда, когда пища принесена в комнату. Помощник воспитателя моет 2-3 детям руки, и эти дети садятся за стол и начинают кушать.
  4. Помощник воспитателя берет мыть руки первыми тех детей, которые ничем не за­няты. Кроме того, первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол по­следними, когда этому ребенку воспитатель и помощник воспитателя смогут уделить больше внимания.
  5. Предложив ребенку идти мыть руки, помощник воспитателя следит и напоми­нает, чтобы ребенок убрал на место игрушки, с которыми он играл.
  6. Подавая детям пищу, воспитатель должна прежде попробовать сама питание, чтобы знать особенности каждого блюда, следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохранила свою характер­ную форму (котлетку, кусок запеканки не разминать),  называть блюда, которые ставит перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша» и т.д.
  7. Второе, третье блюда подаются сразу, как только ребенок съел первое.
  8. Питание раздает воспитатель и следит за оставшимися играю­щими детьми (в начале обеда), дает указания убрать игрушки, сле­дит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом.
  9. Обращение воспитателя не должно быть общим ко всем детям. Она обращается к небольшим группам, к отдельному ребенку, при этом говорит негромко.
  10. Помощник воспитателя и воспитатель следят, чтобы за столами детей в процессе еды всегда было чисто.
  11. Докармливает детей воспитатель или помощник воспитателя, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, не ложкой ребенка, а чистой ложкой (на каждого докармливаемого ребенка).
  12. Ребенок, как только поел, выходит из-за стола, говорит «спаси­бо» и идет играть.
  13. Подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает некоторых детей (детей-дежурных) к помощи: поставить стульчики, тарелочки на столы.
  14. Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками. Салфет­ки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни дети пользуются бумажными салфетками.

Воспитатель должна следить, чтобы дети пользовались сал­феткой во время еды по мере загрязнения. Во время кормления детей помощник воспитателя также принимает участие в раздаче пищи детям, вы­полняя это методически правильно.

Методические правила проведения одевания и раздевания:

  1. В процессе организации одевания и раздевания детей необ­ходимо воспитывать следующие умения и навыки: научить де­тей самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и за­стегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую оде­жду, самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нуж­ном порядке.

Формирование правил поведения:

—     начав раздеваться, не отвлекаться игрой;

—     аккуратно убирать одежду;

—     помогать товарищам, соблюдать в спальне тишину;

—     развивать ориентировки в окружающем;

—     знакомить с различными свойствами и качествами предметов;

—     обогащать словарь и т.д.

  1. Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, воспи­татель организует спокойные игры.
  2. Укладывание детей на сон проводится постепенно, приглашает­ся 5-6 детей в спальню, остальные дети играют.
  3. Приглашать спать первыми надо детей более младших или фи­зически более слабых, которые в это время ничем не заняты, быст­ро утомляются, кто дома плохо спал.
  4. Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность — последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, сможет побыть около того ребенка, который сам долго не может успокоиться.
  5. Возбужденного ребенка следует прежде успокоить, а потом ук­ладывать спать.
  6. Во время раздевания детей воспитатель и помощник воспитателя одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подска­зывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т.д. Должны постоянно побу­ждать детей к самостоятельности.
  7. Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье, туфли, штанишки, колготки. В обратной последовательности одеваться.
  8. Любой ребенок, как только он проснулся, должен встать, одеться и самостоятельно начать играть.
  9. Если ребенок просыпается медленно и некоторое время после сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нуж­но дать ему немного полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.
  10. Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.
  11. Ребенок должен спать днем не менее 2,5 часа.

Методические правила проведения умывания:

  1. При умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:

—     обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.

—     использовать процесс умывания для развития речи и ориенти­ровки в пространстве.

  1. Первыми направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти.
  2. Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.
  3. Одновременно помощник воспитателя умывает 2-3 детей, не торопясь, давая де­тям возможность умываться самостоятельно.

Методические правила проведения высаживания, туалета:

  1. Закреплять умение проситься на горшок.
  2. Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:

—     пользоваться   только   индивидуальными   предметами   ухода (своим носовым платком, полотенцем, горшком);

—     замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные кол­готки, оторвавшуюся пуговицу);

—     вытирать самому нос.

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду:

лёгкую, среднюю, тяжёлую.

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми. Окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжёлаяадаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста следует делать на сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого педагога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

В организацию адаптационного периода включаются элементы театрализованной деятельности:
-показ настольного театра «Теремок»,
-драматизация сказки «Как собака друга искала»
-инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»
— игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

На протяжении всего адаптационного периода целесообразно проводить игровые занятия, основными задачами которых являются:

преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развитие речевой активности, восприятия, внимания;

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие игровых умений и навыков.

Это могут быть такие игры и занятия, как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки». 
Необходимо на занятиях использовать приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей: 
— игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».

— пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».
— монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).

— сжимание кистей рук (малышу предлагать резиновую игрушку-пищалку).

— рисование фломастером, красками.

— слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).

-занятия смехотерапией.

В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.
Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие эффективно проводить в несколько этапов, игры по ходу варьировать в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

Следует не забывать ежедневно использовать язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.

Успешная адаптация — это залог физического и психологического благополучия ребенка. Критерии эффективности успешной адаптации: социализация детей младшего дошкольного возраста; повышение уровня эмоционального благополучия; развитие физической и психологической культуры детей.

Используемая литература:

1.Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.

2.Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

Раздел работы

Возраст ребенка

Основные показатели развития

Задачи

Развитие речи

1 год –

1 год 6 месяцев

— Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.

— Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.

— Развивать активную речь.

1 год 6 месяцев – 2 года

— Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

— В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

— Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;

— Развивать диалогическую речь.

2 – 3 года

— Умеет говорить внятно

— В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

— Пользуется речью как средством общения

— Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п.

— Развивать звуковую сторону речи

— Совершенствовать грамматический строй речи.

Действия с предметами

1 год –

1 год 6 месяцев

— Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата

— Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого

— Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

— Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д. )

— Знакомить детей с формой и величиной предметов

1 год 6 месяцев – 2 года

— В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д.

— Умеет:

1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных

2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине

3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец), делать простейшие постройки.

— Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д.

— Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

— Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни

2 – 3 года

— Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

— Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

— Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета

— Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

— Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

— Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

2. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.

К концу 3 года жизни ребенок:

— Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;

— Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;

— Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;

— Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;

— Различает время суток (день, ночь); различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;

— Различает температуру (горячо, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (знакомых предметов и голоса животных);

— Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:

— в 1 – 1, 5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.

— в 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.

— в 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

— в 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».

3. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.

1). Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Разработана авторским коллективом: Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой и др. , под редакцией Л. А. Парамоновой. Цель программы: определить базисное содержание образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированность всех его компонентов. Авторы отмечают, что данная программа является базисной и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет, сохранение их психического и физического здоровья. Программа состоит из взаимосвязанных блоков: в первом содержатся характеристики психологических возрастов детей: младенчества, раннего возраста; второй блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей первой группы раннего возраста (первый год жизни), второй группы раннего возраста (второй год жизни) и первой группы младшего дошкольного возраста (третий год жизни), структурирован по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое; третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста.

2). Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. : М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Задачи программы предусматривают своевременную помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для конкретного возрастного периода жизни малыша и зоны его ближайшего развития. Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.

3). Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторский коллектив: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович. Цель программы: обеспечить целостное развитие личности ребенка в период дошкольного детства (интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное). Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру. Программа состоит из трех частей, ориентированных на развитие детей с 2 до 7 лет: младший возраст (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни), старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни). Содержание программы разделено по четырем блокам: «Здоровый образ жизни», «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание».

4). Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет). Авторский коллектив: сотрудника факультета дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г. Г. Григорьевой. Научный редактор Г. Г. Григорьева. «Кроха» представляет собой целостную научно обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. Это первое в России учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ, опубликованное в 1996 г. Цели программы: помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека, убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности, оказывать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания. Авторы отмечают ориентировочный характер программы, необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребенка.

Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач:

  1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.
  2. Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).
  3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.
  4. Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.
  5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.
  6. Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
  7. Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.
  8. Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
  9. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей.

Список рекомендуемой литературы для организации работы с детьми раннего возраста.

  1. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.
  2. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  3. Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
  4. Павлова Л. Н. , Волосова Е. Б, , Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
  5. Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
  6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.