Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

  Возможности театральной деятельности в детском саду очень значимы и широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать и обобщать. Умственное развитие, которое, формируется на занятиях театральной деятельности тесно связано и с совершенствованием речи.

   В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи его интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит перед необходимостью ясно четко изъясняться перевоплощаться в данный образ.

   Театральная деятельность важнейшее средство развитие у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике и жестам, интонации умение ставить себя на место в различных ситуациях. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждая сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

   Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

   Пример: робкому ребенку дают роль медведя и он, перевоплощаясь в роль, принимает образ сильного смелого персонажа чувствует себя по другому. Так же умеет выйти на публику и выступить в образе, преодолеть свою робость скованность. Ребенок начинает себя по-другому  ощущать, двигаться, говорить.

   В группе педагог должен создать условия для развития творческой активности детей. В театрализации поощрять творчество развивать способность свободно и раскрепощено держаться на выступлении. Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительности движений  и интонациями. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с различными видами кукольных театров).

   Организовывать театральную деятельность лучше во вторую половину дня и включать в другие виды занятия (музыкальное, по изо деятельности предметный мир и другим). Желательно организовать театральную деятельность по небольшим подгруппам, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень полезно, когда результаты кружка будут связаны с ручным трудом, изобразительной деятельностью, музыкальным занятием и в конечном итоге объединится в единое целое – результатом может быть концерт, спектакль, праздник, развлечение. К ним готовятся все дети группы. Таким образом, каждый ребенок ощущает, себя членом коллектива, объединенного единой целью. 

   Среда — является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

   Для этого в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки. Где ребенок, одев маску  или  другие атрибуты может представить себя в той или иной роли перед зеркалом далее он начинает развивать замысел.

   В целях реализации индивидуальных интересов детей в зоне театральной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-бабо, настольный).

   Материал должен постоянно пополняться и обновляться, рядом должен находиться уголок ряжения.

   Театральная деятельность является и школой общения . Где усваиваются правила взаимоотношений, умения распознавать чувства свои и сверстников. Дети знакомятся с эмоциями радости, грустью, страхом, удивлением и т.д.  Способностью одушевлять неодушевленные предметы. У детей формируется позитивная я концепция.

   Содержание театральных занятий включает в себя:

1.Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2.Игры-драматизации.

3.Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

4.Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

      Театрализованные занятия должны выполнять познавательную, воспитательную развивающую функции и не в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений.  

   Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).

— в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации мимике и пантомиме)

— в старшей группе совершенствовать художественно- образные исполнительские умения;

— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

   Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
  • Игры-драматизации;
  • Разыгрывание театральных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)
  • Упражнения по социально- эмоциональному развитию детей.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накоплении эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Активизация их интереса способствуют и тематические вечера. Тематика их может быть разной – «Любимые сказки», «Смешные истории», «Театральные встречи».Родителей можно привлечь к изготовлению декораций, костюмов, исполнению ролей. В любом случае союз воспитателей и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. 

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам корректировать его поведение, повышать его самооценку и испытывать  чувство радости от своего и совместного творчества.

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Вспомните, что у каждого из нас в детстве наверняка был свой кукольный театр. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но тетерь это уже быстроходные фрегаты, шхуны, каравеллы.

С этих игр и начинается кукольный театр. Игра с предметом — это его истоки.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром.  Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Существуют самые разнообразные куклы для самодеятельного кукольного театра: от маленьких, высотой всего 9 сантиметров, кукол на пальчик, до больших, в рост ребёнка, напольных кукол.

Куклы — артисты отличаются друг от друга не только внешностью, но и устройством, или «анатомией», как говорят кукольники.

В зависимости от «анатомии» традиционные театральные куклы могут быть пальчиковые, перчаточные, тростевые, куклы — марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы.

Куклы, надевающиеся на палец — самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 — 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к кому-либо.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев.

Перчаточные куклы

Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники — актёры, выступавшие с куклами — Петрушками, надеваемыми на руку актёра.

Тростевые куклы

Тростевые куклы — больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется «гапит». К рукам куклы прикреплены трости — палочки (проволочки), которыми двигает кукловод.

Напольные куклы

Напольные куклы — большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1,5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит » в открытую» один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок.

Планируя образовательный процесс, мы опираемся на программу дошкольного образования, учитываем цели и задачи, поставленные в той или иной образовательной области. Для повышения качества образовательного процесса необходимо учитывать опыт предыдущих поколений и использовать в работе традиционные методики, а также  внедрять современные педагогические технологии, инновации. Современная система образования, требует введения новых профессиональных позиций. Инновационные процессы в образовании обусловлены необходимостью расширения профессиональных компетенций педагогов. 1 слайд
Важным аспектом работы педагога является  участие в различных педагогических проектах, конкурсах, что повышает уровень
самооценки, мастерства, педагогической центрации,  стресоустойчивости.
В 2015 году я была участником  областного творческого проекта«Внедрение модели организационно-управленческого сопровождения развития проектной компетентности педагогов дошкольного образования».  В ходе освоения проектных умений мною был реализованпроект «Друг детства», направленный на развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых ситуаций. 
Итогом стала музыкально-театральная постановка «Давайте дружить!»
В результате реализации проекта у дошкольников развились
— коммуникативные навыки, 
— нравственные качества,  
— умения выходить из конфликтных ситуаций, 
— наладились и укрепились дружеские отношения.
2 слайд
Участие в данном проекте не только повысило уровень моего мастерства, но и сформировало у меня проектные компетенции, которые в последствии легли в основу моего профессионального роста, как тьютора.
Сформированные  компетенции в первую очередь связаны с умением организовать эффективную образовательную деятельность детей, педагогов, взрослых на основе учета их индивидуальных особенностей, использования  практико-ориентированных образовательных технологий, принципов совместной деятельности, совместной постановки и решения образовательных
задач, организации самостоятельной работы.
3 слайд
В результате сформированной профессиональной компетенции я стала активно применять в своей деятельности тьюторское сопровождение детей, коллег, родителей. Важным моментом является то, что весь педагогический процесс необходимо строить от индивидуализации каждого участника. Тьюторская позиция — это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором право обучающихся на самостоятельность, индивидуальность, самовыражение.    4 слайд
На мой взгляд, у каждого педагога есть область применения его знания, умений, мастерства, накопленного опыта, которая наиболее близка ему. Анализируя свою профессиональную деятельность хочу отметить, что мне наиболее близка театрализация.
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. 
В рамках проекта старшей группы «Наши помощники» (где воспитанники знакомились с нашим осязанием, обонянием), в процессе тьюторского сопровождения было принято решение создать театрально-музыкальную постановку: теневой театр «Коза
Дереза».
 В результате ребята не только познакомились с новы видом театра — теневым, но и стали более уверенными в себе, раскрыли свой потенциал, проявили свои артистические таланты, работая в новых условиях, совершенствовалась звуковая культура речи.

В рамках проекта «Книжкина неделя» воспитанники  знакомились с народными сказка, зарубежными и современными авторами. Так родиласьмузыкально-театральная постановка «Татьянкины санки». Работая над данной сказкой, ребята стали чувствовать себя более успешными,  развилась  эмоционально-волевая сфера, чувство уверенности в своих силах и возможностях.
Так же сказка о здоровом образе жизни «Азбука безопасности».Стоит отметить, что участниками были разновозрастные дети. Накануне премьеры заболели два участника, и пришлось экстренно заменить и привлечь к участию своих детей — школьников. Благо были летние каникулы. Это впечатлило дошколят, и добавило им храбрости и ответственности. Они с интересом наблюдали за игрой  более старших детей.  
5  слайд
Сопровождать — значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. В процессе такого педагогического сопровождения ребенок совершает действие, а я — создаю условия для эффективного осуществления этого действия.
Моя 
задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Яркие моменты нашего совместного творчества…..
6 слайд
Тьюторское сопровождение деятельности педагога  компонент  обоюдного профессионального роста, стимулирование потребности в саморазвитии, как тьютора так и  педагога. В соучастии с педагогами мы показали воспитанникам тематические театральные представления: экологические сказки «Теремок», «Цветик-семицветик», в результате просмотра которых были закреплены основы экологического воспитания у дошкольников.
По основам здорового образа жизни «Доктор Айболит». Мы уточнили и расширили знания детей о здоровом образе жизни,  активизировали словарь детей по данной теме. На темы безопасности дома, на улице — это театрализованные представления «Как Котя и Катя дома одни остались»«Однажды под Новый год». В процессе просмотра театральных постановок мы развивали способности воспитанников избегать и предотвращать опасные ситуации.
7 слайд
В процессе нашего соучастия были созданы психологически комфортные условия для дальнейшей успешной профессиональной деятельности педагогов, оказывалась всесторонняя (педагогическая, психологическая, методическая) помощь при решении возникающих вопросов.
У молодых специалистов сформировались навыки личностно-творческой самореализации в профессии, умения уверенно держаться перед публикой, собеседником.
Тьюторское сопровождение заключалось в организации образовательного движения сопровождаемого, которое строилось на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. 
 8 слайд
Родители хотели бы видеть своего ребенка не только образованным, но и активным и инициативным. А кто как не они сами могут стать самым ярким примером такой творческой активности: проявить себя в роли героя сказки… главного персонажа новогодних праздников….участника танцевальной композиции на день знаний….
Такое сотрудничество создает условия для творческой активности детей и родителей, помогает укрепить отношения между детьми-родителями-педагогами, способствует повышению педагогической культуры родителей. Участие родителей вызывает у детей много положительных эмоций, обостряет чувства гордости за них.  
 9 слайд
Тьюторское сопровождение  в каждом конкретном случае строится во многом ситуативно и направлена на ресурсное обеспечение самостоятельности учащегося, его индивидуализацию, не важно ребенок это, педагог или родитель.   10 слайд
И в заключении! Яркий пример неудачного тьюторского сопровождения нам знаком еще с детства — вспомните сказку Старик Хоттабыч…. В которой замечательный, добрый  старик, с лучших побуждений, но, к сожалению, так не грамотно и неумело помогал своему подопечному — мальчику Вове. В результате чего Вова получил за экзамен по географии — двойку…. Главное правило в любом деле — не навреди!!!