Здоровье детей в наших руках

Все мы понимаем, что крепкое здоровье –  это очень важно, а здоровье детей  – особенно! Недаром народная мудрость гласит: «Береги здоровье смолоду». Но сегодня состояние здоровья многих детей вызывает большую тревогу.  Поэтому одной из самых главных задач родителей, работников дошкольных учреждений и врачей  является сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Как не заболеть в детском саду?

Взгляд педиатра

С точки зрения чисто медицинской, отдавать ребенка в детское дошкольное учреждение надо или в 3 месяца (как это происходило 30 лет назад, когда мамы почти сразу выходили на работу), или в 4,5 года. На первый вариант вряд ли кто-нибудь сегодня согласится. Поэтому разберем второй вариант, который является более предпочтительным.

В чем, собственно, главная опасность? В погружении вашего домашнего ребенка в агрессивную вирусно-микробную среду, которая, к тому же, каждые 3-4 недели обновляется. Для того, чтобы противостоять этой среде, нужно иметь хорошо работающую иммунную систему, которая созревает более или менее к указанному сроку.

Кроме этого (и это очень важно) ребенок к этому времени созрел для психологической работы с ним — вы можете убедить его в необходимости вашего поступка, да и он сам тянется к сверстникам, ищет общения. Детский сад скорее станет для него источником положительных эмоций,что само по себе способствует в борьбе с инфекцией. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями – отличная добыча для вирусов и микробов.

Но можно ли что-нибудь сделать, если необходимо отдать ребенка в детское учреждение раньше? Думаю, что да. В первую очередь хочется сказать не столько даже о закаливании, сколько и следовании определенному, не тепличному образу жизни.

Но элементы длительного пребывания ребенка на свежем воздухе, чистый и прохладный воздух в комнатах, бегание босиком по полу и т. д. — должны войти в жизнь вашего ребенка как можно раньше, тем более если вы заранее знаете, что ему предстоит рано пойти в детское учреждение.

Читать далее

Еще одна немаловажная деталь — приучайте, насколько возможно, своего ребенка к контактам с другими детьми (приглашайте их в гости, общайтесь на детских площадках и т.д.). Малыш получает психологический опыт — и одновременно тренируется его иммунная система.

Наконец, существуют и медикоментозные возможности укрепления иммунитета, своеобразные прививки против вирусов и микробов, чаще всего вызывающих респираторно-вирусные заболевания — главный бич детей, пошедших в детское учреждение. К таким препаратам относится, например, Рибомунил, IRS-19 и ряд других.

Главная особенность этих препаратов состоит в том, что они содержат РНК микробов и вирусов, осколки их оболочек, вызывающие образование как немедленного, так и отсроченного иммунитета. В отличие от многих других иммуномодуляторов подобные препараты безвредны, так как повышают сопротивляемость организма к вирусам и микробам естественным образом.

Существуют и другие маленькие хитрости промывание носоглотки ребенка 0,85-1% раствором поваренной соли после прихода из детского учреждения, смазывание наружных отделов носовых ходов оксалиновой мазью, витаминизация организма.

И еще одно. Если ребенок все-таки заболел, не держите его дома 3-4 недели. Достаточно нескольких дней. Ведь за месяц в детском коллективе появятся уже другие вирусы и микробы, перед которыми ваш ребенок беззащитен, и возможен новый виток болезни.

Однако если респираторные заболевания протекают тяжело, осложняются астматическим синдромом, если обостряются хронические заболевания, подумайте, стоит ли детский сад дальнейших мучений со здоровьем.

Будьте здоровы!

Профилактика гриппа

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.

Желание любого родителя — уберечь своего ребенка от всех существующих в мире невзгод и болезней. Профилактика гриппа у детей — это важное и обязательное сезонное мероприятие, с помощью которого вы сможете защитить здоровье ваших детей от опасного вируса.

Читать далее

Неспецифические меры профилактика гриппа у детей:

1.  Основной неспецифической мерой по профилактике гриппа у детей  является личная гигиена: часто мыть руки, особенно перед едой. Напоминайте ребенку, чтобы он не прикасался руками к лицу в публичных местах — на поручнях, столах и других предметах может оставаться слюна больного человека. Ребенку достаточно схватиться за поручень в автобусе, а затем положить палец в рот — как микробам уже «открыт доступ» в его организм.

2.  Часто родители боятся «застудить» ребенка, поэтому весь отопительный сезон форточки и окна в доме закрыты и заклеены и помещения не проветриваются. Сухой и теплый воздух прекрасно способствует распространению вируса. Лучше одевать ребенка потеплее, но проветривать комнату, в которой он находится, хотя бы пару раз в день.

3.  Если в доме появляется больной человек, его следует изолировать от ребенка, надеть маску, выделить отдельный комплекс посуды.

4.  Лучшая профилактика гриппа у детей — это здоровый образ жизни. Регулярный сон, прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, отсутствие стрессов — все это укрепит сопротивляемость малыша болезням.

Специфическая профилактика гриппа у детей.

1.  Вакцинация: прививка от гриппа снижает вероятность заболевания среди детей на 60-90 процентов. Проводить вакцинацию можно от полугода.

2.  Иммуномодуляторы: различные иммуно- и биостимуляторы влияют на иммунную систему и усиливают ее защитные свойства. В  качестве поддерживающей терапии рекомендуется применение препаратов на основа эхинацеии, лимонника китайского, леутерококка, радиолы розовой и др. Вопреки распространенному мифу, витамин С не играет никакой роли в профилактике гриппа.

3.  Фитонциды. От гриппа может защитить природная дезинфикация — такими свойствами обладают некоторых растения (в основном, хвойные — например, эфирные масла можжевельника, пихты, эвкалипта), а также продукты, содержащие фитонциды (чеснок, лук).

Профилактика гриппа у детей не требует каких-либо тяжелых или очень затратных мероприятий, так как, по сути, включает в себя вакцинацию, соблюдение правил общей гигиены и здоровый образ жизни. А окупается она самым важным, что только может быть — здоровьем ваших детей.

Если ребенок заболел:

Не надейтесь на собственные силы — это опасно для здоровья и жизни ребенка. Вызывайте врача — только он может поставить верный диагноз и назначить эффективный курс лечения.

Родителям о прививках

Сейчас в Беларуси проводится вакцинация против 12 инфекций: вирусного гепатита В, туберкулеза, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, кори, паротита, краснухи, пневмококковой и гемофильной инфекции типа b и гриппа. В Национальном календаре прививок обозначены минимальные интервалы между прививками. Эти интервалы нельзя сокращать, но в случае необходимости можно увеличивать.

Календарь профилактических прививок, утвержденный Министерством здравоохранения Беларуси

Пищевые отравления  в  домашних  условиях

Причиной пищевых отравлений чаще всего является попадание в пищу и размножение в ней особых микробов.

В этих случаях обычно появляется тошнота, рвота, боли в животе, понос, может быть повышение температуры, головная боль и т. д. Продукты, в которых произошло размножение микробов, вызывающих пищевые отравления, могут не изменять своего внешнего вида, запаха и вкуса.

В редких случаях отравления могут возникнуть в связи с попаданием в пищу ядовитых химических веществ или при употреблении продуктов, ядовитых по своей природе (ядовитые грибы и т. д.).

Читать далее

Как попадают в пищу микробы, вызывающие пищевые отравления?

Необходимо помнить, что в сырых продуктах: мясе, рыбе, птице, яйцах, молоке могут находиться микробы, вызывающие пищевые отравления. Эти микробы могут попасть в готовую пищу при нарушениях санитарных правил приготовления пищи. Наиболее частыми бывают следующие нарушения:

1. Соприкосновение сырых и варёных продуктов при их изготовлении и хранении.

2. Неправильное пользование посудой, разделочной доской, мясорубкой, и другими кухонными предметами.

3. Приготовление пищи плохо вымытыми руками, а также при наличии на руках нагноившихся порезов.

4. Хранение готовой пищи в открытом виде и загрязнение её мухами, тараканами и грызунами (мышами, крысами).

Соблюдение санитарных правил приготовления и хранения пищи в домашних условиях  полностью предупреждает пищевые отравления в быту.

Не боритесь с градусником

Что делать, если у ребёнка поднялась температура?

Высокая температура ребёнка — повод для беспокойства любой мамы.

Детский организм подвержен вирусам, против которых он ещё не выработал иммунитет, у детей недостаточно развита терморегуляция, поэтому температура — частое явление. Нужно помнить: высокая температура — это не самостоятельная болезнь, а симптом гриппа, кори, ОРВИ, бактериальных инфекций. Она может говорить о прорезывании зубов, аллергии, эмоциональном стрессе.

Температура — это защитная реакция организма, с помощью которой он борется с инфекцией. Так вырабатываются антитела к микробам. Поэтому температуру до 38 градусов сбивать не стоит, а иногда это даже опасно!

Все дети переносят жар по-разному: кто-то не чувствует 39 градусов, кто-то теряет сознание при 37,5. Большинство детей переносит его легче, чем подростки и взрослые. Но когда ребёнок страдает от высокой температуры, мечется, не может найти себе места, не спит, отказывается от еды и питья, нужно принять меры. 

Температура часто сопровождается головной болью, слабостью, беспокойством, раздражением. Могут возникнуть фебрильные судороги, причина которых — нарушение кровоснабжения мозга при гриппе, отите, пневмонии. Они выражаются в прерывистом дыхании, подёргивании ручек-ножек.

Читать далее

Если малыш перенёс родовую травму, у него хоть раз бывали судороги, понижать температуру нужно уже при 37,5 г. Температура выше 39 градусов очень опасна для всех детей до трёх лет — могут развиться осложнения.
Первое, что надо сделать,— вызвать «скорую помощь» или врача.
                                     
До приезда врача

Ребёнок потеет, дышит чаще, чем обычно, поэтому теряет больше влаги. Если жару сопутствует рвота или понос —  грозит обезвоживание, поэтому нужно больше пить. К тому же с водой из организма «вымываются» токсины. Дайте ребёнку много питья: морс, компот, чай с мёдом, малиной, но жидкость не должна быть слишком горячей. Липовый чай: ч. л. липы засыпать в заварочный чайник, залить стаканом кипятка, дать настояться 10-15 минут, процедить, добавить сахар или мёд.

Если малыш не может выпить сразу много воды, не заставляйте, лучше поить понемногу, но часто, например: по чайной ложке каждые 10 минут.

Нельзя сбивать температуру, когда ребёнку холодно, его знобит. Укутайте его одеялом, положите в постель грелку. Когда температура стабильна, не допускайте перегревания ребёнка. Достаточно одеть малыша во фланелевую пижаму, укрыть тонким одеялом.

Облегчить состояние ребёнка можно, обтирая водой комнатной температуры ручки — от кисти до плеч и ножки — от стоп до бёдер. При испарении воды кожа будет охлаждаться. Если руки и ноги холодные, используйте камфарный спирт пополам с водой, растирайте конечности до лёгкого покраснения. Купать ребёнка с температурой нельзя.

Детям старше 6 месяцев можно делать обёртывания икр. Полотенца намочите в воде (на несколько градусов ниже температуры тела ребёнка), отожмите и обмотайте ими икры. Через 15 минут процедуру повторите. Это снизит температуру на 0,5-1 градус.

Можно обдувать ребёнка вентилятором: поставьте его поблизости от постели, направьте струю воздуха на малыша (но не на голову). Ощупывайте ручки и ножки ребёнка. Если они стали прохладней, результат достигнут.

Процедуры можно проводить одновременно с приёмом жаропонижающего лекарства или ограничиться только обтираниями, если температура нормализовалась и больше не растёт.

Когда у ребёнка температура, он теряет аппетит, еда создаёт дополнительную нагрузку организму.  Откажитесь от привычного распорядка питания, не заставляйте ребёнка есть насильно. Малыш может попросить определённое блюдо — тогда не отказывайте ему. Если температура вызвана кишечной инфекцией, давайте простую еду — сухарики, кисель, кашу. Исключите мясо и молоко, жирное, жареное. Соки не желательны —  могут вызвать понос.

Соблюдайте постельный режим. Но если ребёнок не хочет лежать, не стоит насильно удерживать его в кровати. Пусть играет в спокойные игры.

Проветривайте комнату и увлажняйте воздух.

Не давайте ребёнку лекарства «на всякий случай», это помешает врачу составить полную картину заболевания и назначить правильное лечение. 

Действия родителей при заболевании органов дыхания. Насморк

Насморк, заложенность носа мешает нормальному дыханию, а у маленького ребенка-приему пищи. Он возникает при большинстве ОРВИ.

В первые дни отделяемое из носа жидкое, обильное, в этом периоде оправданы сосудосуживающие капли (Отривин, Називин, Галазолин, Нафтизин, Санорин), которые продаются в растворах 0,01%, 0,025%, 0,05% и 0,1%. Для детей 0-3 лет используют 0,01% раствор, 3-7 лет — 0,025%, при их отсутствии более крепкие растворы надо развести водой. Эти капли можно применять 2-4 раза в день 1-3 дня, если их применять дольше, они могут усиливать насморк. У старших детей можно использовать спреи (Виброцил, Фервекс от насморка) или препараты с противогис-таминными средствами внутрь (Фервекс).

Через 2-3 дня слизь в носу густеет — в этом периоде нет лучше средства, чем 1%-иый раствор поваренной сои» (физраствор) — на кончике ножа на полстакана воды: он не раздражает слизистую. Физраствор можно использовать и с начала болезни, не прибегая к сосудосуживающим средствам.

Вводить капли надо в положении ребенка на спине на краю стола или кровати со Свешенной вниз головой — при этом орошаются все носовые ходы и носоглотка.

Если Ваш ребёнок ошпарился или получил ожог?

Подержите место ожога под струёй холодной воды, пока не пройдёт боль. Не пытайтесь снять одежду, прилипшую к ране.

Накройте обожженный участок кожи стерильной повязкой. В случае образования пузырей  — не прокалывайте их.

Если ожог глубокий или обширный, вызывайте 103. Не давайте ребёнку ничего есть, пить. Если ожог не большой и неглубокий, обратитесь за консультацией к врачу травматологу. При выраженных болях, можно дать обезболивающее в возрастной дозировке.

Нецелесообразно в домашних условиях обрабатывать чем либо ожоговую поверхность, т.к. это может усилить болевые ощущения, и углубить место ожога.

Не следует применять масло, кремы, различные мази и жидкости. Поверхность раны должна быть чистой, изолированной от внешней среды по возможности стерильной тканью.

Как раздеть пострадавшего (обожженного или травмированного) ребёнка?  

Если по каким-либо причинам раздеть ребенка в обычной последовательности не представляется возможным, действуйте следующим образом: обувь и одежду снимают прежде с неповрежденных частей тела; если к этому есть препятствия, одежду разрезают или разрывают по швам; прилипшую или пригоревшую к телу одежду не удаляют с кожи, а отделяют от снимаемых частей при помощи ножниц, оставляя небольшие края.

Предупреждение плоскостопия

В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5―8 мм, упругой стелькой, крепким задником.

Тапочки и кеды с плоской подошвой способствуют плоскостопию. Предупреждать плоскостопие надо с раннего детства. Для этого 2―3 раза в день

предлагайте детям специальные упражнения для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев

(но не по полу), лазанье босиком по шведской стенке. Помните, что плоскостопие ведёт к нарушению осанки, к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

Дорогие взрослые! Позволяйте детям 6―8 лет проводить у телевизора не более 30 минут подряд, и только во время специальных детских передач.

Сидеть они должны на удалении 2―5,5 метра от экрана, прямо перед ним. Свет в комнате (от естественного или искусственного освещения) не должен попадать в глаза.

 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

Читать далее

И.П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. Здравствуйте – до свидания. Совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. Поклонились. Согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. Большой палец поссорился со своими братьями. Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно

помочь руками.

4. Пальчики поссорились, помирились. Развести носки ног в стороны, свести вместе.

5. Пяточки поссорились, помирились. Развести пятки в стороны, свести вместе.

И.П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

6. Ёжик. Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

7. Подними платки. Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

8. Растяни ленточку. Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

9. Нарисуй фигуру. Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

И.П. стоя.

10. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

11. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

12. Мишка косолапый. Ходьба на внешней стороне стопы.

13. Ходьба по различным поверхностям, бревнам и т.п.

Комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки.

ИП. Стоя у стены

1. Принять правильную осанку у стены. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильное положение осанки с напряжением.

2. Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.

3. Принять правильную «осанку у стены. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса и туловища. Вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.

4. Принять правильную осанку у стены. Приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 с. Вернуться в и.п.

И.П. лежа на спине в правильном положении: голова, туловище, ноги располагаются по прямой линии, проходящей через вертикальную осевую линию тела, руки прижаты к туловищу.

1. Приподнять голову и плечи, взглядом проверить правильное положение тела, вернуться в и.п.

2. Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице то же напряжение, что и в положении лежа

И.П:. стоя. Упражнения в сочетании с ходьбой.

1. Принять правильную осанку в и.п. стоя. Ходьба с изменением направления, остановками, поворотами, различным положением рук и сохранением правильной осанки ― 1-2 мин.

2. Ходьба с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки.

3. Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку).

Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – все больше «молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста,

но все чаще у младших школьников, дошкольников и даже у совсем маленьких детей.


Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации

физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и

функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью,

бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в

приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи родителей.