Здоровый ребёнок – успешный ребёнок

Руководитель физической культуры
Наталья Валерьевна Кулешова

 Первая квалификационная категория

Руководитель физической культуры
Юлия Егоровна Деменченок

 Вторая квалификационная категория

«…Маленьких детей порой бывает трудно удержать на месте, они готовы целыми днями бегать, прыгать, лазать и кувыркаться, получая от этого огромное удовольствие. И время, проводимое в детском саду, не является исключением, причем занятия физкультурой в детском саду доставляют еще большую радость: там гораздо больше места для активных игр, а играть вместе с друзьями, конечно, интереснее, чем одному…»

Физическое развитие ребенка. С чего начать?

Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети – просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.

Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка – дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей – выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.

Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается.

Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка,
должно быть «Не навреди».

Требования к спортивной форме для занятий физической культурой

Спортивная форма на занятиях — это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать.

 Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, спортивную обувь, носочки.

 Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате.

1. Футболка. Футболка должна быть изготовлена из не синтетических, дышащих материалов, желательно без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей.

2. Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, ползание, лазание и т.д.

3. Спортивная обувь. Она не должна скользить при выполнении упражнений.

4. Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. 

Пусть физкультура для детей будет в радость!

Физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми третьего года жизни важно организовывать на положительном эмоциональном фоне.

Прежде всего, необходимо:

  1. Создавать эмоциональный комфорт: доброе отношение, ласковый тон.
  2. В условиях семьи рекомендуется использовать следующие физкультурно-оздоровительные элементы:
  • утреннюю гимнастику;
  • хороводные игры-забавы;
  • подвижные игры;
  • спортивно-развлекательные игровые комплексы;
  • гимнастику для глаз;
  • элементы самомассажа;
  • закаливающие процедуры (с учетом здоровья детей);
  • ароматерапию, фитотерапию, витаминотерапию, аэроионотерапию (по назначению врача)
Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.
ЗАКАЛИВАНИЕ С РАННЕГО ВОЗРАСТА

Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.

Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при имеющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей, их возраст.
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, солнце, вода) при непременном использовании следующих условий:
1. Индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;
2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного фактора;
3. Систематичность закаливания;
4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.
Суть закаливания состоит в следующем: постоянно, изо дня в день организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнечной радиации. Эти природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани, слизистую поверхность. Человек, систематически занимающийся закаливанием, постоянно тренирует эти рецепторы, импульса от которых поступают в высшие отделы нервной системы.
Здоровый, закаленный человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды.
Первое, с чего необходимо начинать закаливание – это избавить ребенка от перегревания. Итак, первое условие эффективного закаливания – это рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребенка шерстяные фуфайки и колготки. Одежда на улице и дома не должна препятствовать движениям ребенка. Обувь ребенка также должна рассматриваться, как эффективное не только гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних условиях. Здесь необходимо напомнить о том, что почти забыто в наши дни – хождение босиком. Большинство маленьких детей любят ходить босиком. Однако, как и при других методах закаливания, важно выполнять определенные правила. Начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий. Например, находиться (3-5 мин) на коврике босиком. В жаркие летние дни можно побегать по травке или песку: затем разрешить бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения дома увеличивается до 15-20 мин. Ходить же босиком во дворе в городских условиях опасно из-за возможности пораниться, а еще из-за опасности заразиться грибковыми заболеваниями. Поэтому при посещении бассейна необходимо иметь специальную обувь.
Следующим условием эффективного закаливания является поддержание рационального, не перегревающегося температурного режима в помещении. Ребенок с маленького возраста должен быть приучен хорошо себя чувствовать при температуре в помещении не выше 18?с.
Т.Н. Странский подчеркивал также необходимость искусственного создания контрастных температур в быту ребенка. Охлаждение – хорошее закаливающее средство, которое можно применять и у детей в игровой форме. Например, когда ребенок еще не спит, но уже согрелся, можно быстро одернуть одеяло и спустя несколько секунд набросить одеяло обратно. Обычно, когда речь идет о температуре воздуха в помещениях, то указываются определенные цифры с постоянной температурой. Желательно в помещениях для детей создавать условия для колебания температуры в определенном диапозитиве.
Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регуляции температуры помещений является обязательным условием эффективного пассивного закаливания.
Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т.е. закаливающих процедур. Существующие методы закаливания можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные. К первым относятся методы закаливания воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Поэтому пребывание ребенка на воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Ежедневные прогулки (не менее 4 ч) детей, а также дневной сон на свежем воздухе могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка в каждой семье.
Контрастные воздушные ванны можно легко использовать и в домашних условиях. Проснувшись утром раньше ребенка, укройте его одеялом, распахните форточку и доведите температуру до 14⁰-15⁰, а затем проведите подвижную игру с перебежками из прохладной комнаты в теплую.
Еще одной хорошей, но почти забытой закаливающей воздухом процедурой является сон на свежем воздухе или в спальне с открытыми форточками. Очень полезен сон на балконе.
Солнечные ванны также представляют собой хорошее закаливающее средство и укрепляющее. Пожалуй, самое важное влияние ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности, уничтожением всех бактерий и вирусов, повышением сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Длительность первых солнечных ванн при температуре +19⁰-+20⁰ – 5-6 мин. Время каждой последующей ванны удлиняется на 3-5 мин. Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, занимаясь подвижной игрой, при этом на голове должен быть надет головной убор с козырьком. Между тем и зимой можно подвергаться воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при подвижных играх. Увлекательной и оздоровительной игрой для мальчиков является хоккей с мячом или шайбой, проводящей на снежной площадке.
Вода для закаливания применяется с древних времен и представляет собой более сильное средство, чем воздух. Все традиционные методы водного закаливания делятся на местные и общие. К первым относится умывание после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым обтирание, обмывание, душ, купание. Одним из популярных и действенных методов водного закаливания является купание в открытых водоемах. Однако для получения закаливающего и оздоровительного эффекта следует соблюдать ряд правил: так длительность первых погружений в воду при температуре воды +23⁰-+25⁰с. не должна превышать нескольких минут, постепенно купание можно довести до 15 мин. Один совет: многие родители бояться появления дрожи, а между тем именно ее начало означает, что ребенок должен выйти из воды, обтереться и побыть некоторое время на солнце.
В связи с возрастающей популярностью плавания в бассейне следует заметить, что закаливающий эффект этих занятий может быть достигнут только при соблюдении определенных правил, важнейшими из которых является температура воды и воздуха в бассейне. А также хорошо повышает эффект плавания прием контрастного душа после тренировки.
Из нетрадиционных методов закаливания наиболее эффективным является приемы контрастного душа, когда поток теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной. Тем самым обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи.
Итак, если родителя хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны закаливать его с раннего детства. В «минимум» закаливания входят обязательное использование неперегревающей одежды, пребывание ребенка в помещении при температуре не более 18?С, ежедневное применение воздушных или водных процедур. Одним из самых эффективных методов является сочетание циклических упражнений с закаливающими процедурами. 
Солнце, воздух и вода должны быть друзьями вашего ребенка с детства.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемы упражнения.
 
Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, например, в городе, то занятия  необходимо  проводить  в  хорошо проветренном помещении, при  температуре  воздуха 16-17 0С. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик. Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша (если не он разбудил Вас), откройте форточку или окно, включите музыку и, пожалуйста, набирайтесь бодрости, сил и здоровья. 

Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения. 

При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание – малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища. 

При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова: 
• потягивание; 
• ходьба (на месте или в движении); 
• упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса; 
• упражнения для мышц туловища и живота; 
• упражнения для мышц ног (приседания и прыжки); 
• упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны)); 
• упражнения силового характера; 
• упражнения на расслабление; 
• дыхательные упражнения. 

Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать упражнений связанных с натуживанием. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному комплексу. 

Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 – 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке.
 
Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.

Здоровье ребенка – основная фундаментальная ценность.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием является установление доверительного контакта между семьей и детским садом. Поэтому мы вместе должны заботиться о здоровье наших детей.

Вода – колыбель жизни на земле. Нет такого другого вещества, чье значение для человека было бы так велико и необходимо бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни. В нашем дошкольном учреждении имеется бассейн. Два раза в неделю дети посещают бассейн, где обучаются умению плавать. Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических и закаливающих процедур, разумно введенных в суточный режим, улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.

Купание, игры в воде, плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребенка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий эмоциональный тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

В нашем учреждении дошкольного образования созданы все условия для плавания. Имеется бассейн, душевые, теплые раздевалки. После плавания, взрослые помогают детям переодеться, просушить волосы.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям дошкольного возраста с первого раза вода доставляет удовольствие и радость, некоторые ребята боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают силу воли, целеустремленность, смелость и дисциплину. К тому же умение плавать – это жизненно необходимый навык.

«Чтобы быть веселым, нужно хорошее самочувствие; здоровые сердце, нос, голова; здоровая радость свободная от боли и забот»-Яшуш Корчак.
Уважаемые родители! Мы призываем так же и вас «дружить» с водой, самим посещать бассейн, заниматься водными процедурами. Так вы сможете поправить свое здоровье, повысить свой жизненный тонус, поднять настроение.

Желаем вам и вашим детям здоровья!

Как научить ребенка не бояться воды? Как помочь ему преодолеть робость и боязнь на начальном этапе обучения плаванию? Эти вопросы волнуют многих родителей. Приведенные ниже материал поможет ребенку освоиться в воде.

Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды. При соприкосновении вода попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Чаще всего это происходит потому, что при погружении у ребенка рот остается открытым, а многие дети дошкольного возраста пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала надо научить ребенка задерживать дыхание на воде и каждый раз (в домашних условиях) напоминать ребенку, что бы рот оказался при соприкосновении с водой закрытым. Необходимо напоминать, что в воде нельзя делать вдох. Вдох выполняется только над водой. Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающегося не выработается стойкая привычка следить за этим самостоятельно. Самое главное, о чем должны помнить родители: нужна последовательность и постепенность при знакомстве с водой. Нельзя лишать ребенка всех трудностей, связанных с освоением с водой, они, безусловно, будут. Только последовательно, шаг за шагом надо осваивать рекомендуемые упражнения. Нельзя начинать следующее упражнение, не освоив предыдущее. Новое должно опираться на уже знакомое. С каждым шагом трудностей станет все меньше, ребенок почувствует уверенность в своих силах.

Начнем с самого простого:

«Рыбка». Резиновую или пластмассовую рыбку мама кладет на поверхность воды и говорит: «Рыбка плавает». Своей рукой прижимает игрушку ко дну: «Где рыбка? Под водой?». Отпускает игрушку. «Вынырнула рыбка. Опять плывет». Повторяет рукой ребенка несколько раз, каждый раз радуясь, что рыбка вынырнула.

«Отожми губку». Сухую цветную поролоновую губку мама дает ребенку, затем просит опустить в воду (если нужно, то делает это руками малыша). Затем вынимает, держит над тазиком и отжимает руками малыша: «Вот сколько воды в губке». Повторяет несколько раз.

«Подуй на кораблик». Мама опускает на воду маленький пластмассовый кораблик и дует на него: «Подую на кораблик». Ребенок наблюдает, как кораблик уплывает на другой стороне тазика. Мама говорит: «Уплыл кораблик». Повторяет несколько раз.

«Собери камешки». Бросает в тазик несколько камешков, желательно разноцветных. «Достань камешки!». Малыш собирает камешки в миску.

«Перелей из одной емкости в другую». Мама дает малышу в каждую руку по пластмассовой чашке. Рукой ребенок зачерпывает воду из тазика и переливает в другую, держа ее так, чтобы хорошо были видны струи воды. Повторяется несколько раз. Это одна из самых любимых игр малышей.

«Дождик». Мама льет воду из чашки в детский дуршлаг или ситечко. «Дождик». Ребенок наблюдает, потом может это сделать сам.

«Поймай». Мама бросает в ванну несколько пустых футляров от киндер-сюрпризов или пластмассовые шарики и просит ребенка «Собери». Для малыша не так просто поймать ускользающие из рук игрушки, но очень весело.

«Моем куклу». Мама сажает куклу в ванну. Умывает рукой ребенка, сопровождая действия потешкой «Водичка, водичка умой мое личико» или моет губкой напевая «Да, да, да, у нас в ванночке вода». Затем поливает куклу из меленькой лейки. Дает малышу маленькое полотенце или пеленку, помогает ему вытереть куклу.

«Учимся мыть руки». Взрослый трет ладошками малыша в воде одной рукой, приговаривая: «Буль, Буль, Буль журчит водица. Мы умеем чисто мыться».

После того как ребенок с легкостью справился с предложенными выше заданиями можно смело приступать к следующим упражнениям.

1.Умывание. Наклонись над умывальником и умой лицо, только при этом не закрывай глаза и не стряхивай с лица воду.

2.Набирай воду горстями, полей себе на шею, голову, дай воде спокойно стекать.

3.Полейте на голову ребенка из кувшина. При этом приговаривайте, насколько полезна вода. Например: «Будем чисты, аккуратны. И всегда во всем опрятны».

4.Стоя под душем, подними руки вверх, уже на уровне ладошек вода будет рассекаться на мелкие брызги, разлетающиеся в стороны (вода должна быть теплая и приятная, располагающая к комфорту и удовольствию).

Упражнения в домашней ванне

1.Сделай ямку. Сядь в ванну и набери в ладони воду, дуй как на горячий чай, чтобы образовалась ямка.

2.То же что и в упражнении 1, только дуть прямо на воду, а не в ладошки.

3.Подуй на игрушку. Дуй на плавающую игрушку, выдыхая через рот, так чтобы игрушка, так что бы игрушка перемещалась вперед.

4.Выдох в воду. Сделай глубокий вдох, опусти лицо в воду, сделай выдох через рот (получаются очень красивые пузыри).

5.Сидя в ванне, задержать дыхание, опустить лицо в воду и открыть глаза.

6.Посмотри, как выглядит игрушка под водой.

7.Расскажи какого цвета игрушки под водой.

Уважаемые родители, немного Вашей фантазии и купание ребенка из обычной гигиенической процедуры превратится в небольшое праздник и доставит много удовольствия Вашему ребенку! Позвольте ему немного пошалить, и побрызгаться, но в это время обязательно оставайтесь рядом.

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей. Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет. Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны. Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ

1.Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…

2.Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3.Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4.Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5.Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель.

Что влияет на формирование правильной осанки?         

На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных и школьных учреждений  обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе. Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки:

  • правильное питание;
  • свежий воздух;
  • хорошая освещенность в комнате;
  • правильно подобранная мебель по росту ребенка;
  • перенос тяжестей;
  • правильная поза при сидении;
  • двигательная активность.

Все ли в порядке?

Чтобы понять, нормальная ли у ребенка осанка, разденьте его, попросите встать ровно и внимательно осмотрите его тело.

Осмотр сзади

Лопатки прилегают к спине (у дошкольников – слегка выступают назад), расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне.

Отростки позвонков расположены по средней линии спины. Позвоночник не имеет отклонений ни вправо, ни влево.

Ягодичные складки – симметричны, ямки под коленками находятся на одной горизонтальной линии.

Осмотр сбоку

Голова слегка приподнята.

Грудная клетка не впалая и не выпуклая.

Живот лишь слегка выступает вперед.

Ноги прямые, а не согнуты в коленях.

Осмотр спереди

Ребра симметричны.

Плечи не выступают вперед, находятся на одной линии.

7 «тайных» симптомов

Родители должны знать о том, что есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.

1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.

2. Не любит подвижные игры.

3. Жалуется, что у него болит голова или шея.

4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.

5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.

6. Не может длительно находиться в одном положении.

7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.

Сейчас даже дошкольники страдают от ожирения, нарушения кровообращения, имеют проблемы с осанкой. С медицинской точки зрения возраст от 5 до 8 лет является определяющим в плане риска развития в будущем у человека болезней сердца, поэтому чем активнее ребенок в этом возрасте занимается спортом, тем меньше этот риск. Именно в спорте вырабатываются характер, дисциплинированность и чувство ответственности.

Как правильно выбрать вид спорта для ребенка, учитывая его возраст и особенности спортивных занятий?

Абсолютно безопасного спорта не существует. Спортивные занятия приносят пользу ребенку только в том случае, если он делает это с удовольствием. Любой вид спорта, если он ориентирован на достижение высоких результатов, не может быть полезным для здоровья, потому что нагрузки, которые постоянно испытывает ребенок в процессе тренировок, чаще всего превышают его физиологические возможности. Физическую нагрузку следует увеличивать постепенно, не допуская перенапряжения, чтобы все движения были физиологически  оправданны.

• Командные виды спорта – отличный способ развить коммуникативные качества у ребенка, ведь в процессе занятий приходиться много двигаться и общаться.
Мальчики с удовольствием играют в футбол, хоккей, баскетбол. Девочки неплохо проявляют себя в волейболе, баскетболе, гандболе. Минус командных видов спорта – высокий травматизм. У футболистов страдает опорно-двигательный аппарат, особенно нижний отдел позвоночника. Частая травма – разрыв коленных связок.                                                         
• Плавание – отличный вариант для гиперактивных детей, которые долго не могут сосредоточиться. Вода успокаивает, закаляет организм и нервную систему. Однако начинать профессионально им заниматься лучше с 7 лет. До этого возраста дети подвержены простудным, вирусным  заболеваниям. Многие родители приобщают детей к водным процедурам с рождения. 
• Гимнастика – красивейший вид спорта, благодаря которому к 17 годам девочки становятся стройными, гибкими и грациозными. Гимнастика улучшает осанку, укрепляет мышцы, развивает координацию. Специалисты называют ее базовой ступенью на пути к занятиям любым другим видам спорта. Однако видимая хрупкость юных барышень с возрастом оборачивается болью в суставах, позвоночнике, ранним полиартритом, нарушениями в репродуктивной системе. Эти же профессиональные болезни часто развиваются при занятиях акробатикой, прыжками на батуте, прыжками в воду.
• Легкая атлетика – наиболее гармоничный вид спорта, хотя у спринтеров нередко развивается гипертоническая болезнь, а при беге в неприспособленной обуви или по твердому покрытию травмируется стопа, развивается плоскостопие. При прыжках в высоту наиболее часты травмы голеностопного и коленного суставов, кисти.
• Лыжный спорт – отлично закаляет, укрепляет мышцы ног, развивает координацию движений. Сейчас наряду с традиционными лыжами очень модными стали сноуборд, горные лыжи, прыжки с трамплинами и прочее.
• Боевые искусства – в последнее время стали пользоваться популярностью у детей. Причем девочки занимаются ими с не меньшей охотой, чем мальчики. Научиться постоять за себя никогда не будет лишним. В данных видах спорта развивается мускулатура, координация, а также умение быстро реагировать. В единоборствах большое внимание уделяется дыхательным упражнениям, растяжке, выполнению упражнений в парах. Однако подбирать тренера следует с особой осторожностью – помимо общей физической подготовки он работает и над духовным развитием ребенка. Детям с заболеванием центральной нервной системы занятия боевыми искусствами противопоказаны.
 
На вопрос: « КОГДА НАЧИНАТЬ?» — дает ответ главный специалист отдела учебно-спортивных организаций Министерства спорта и туризма Любовь Юрченко. Профессиональные тренеры прекрасно осведомлены обо всех особенностях детской физиологии и психологии, поэтому наилучшим образом смогут оценить потенциал вашего ребенка. Однако ими всегда учитывается нормативный документ «Санитарные правила и нормы» Министерства здравоохранения, где утвержден минимальный возраст для начала занятия тем или иным видам спорта. Малыш может быть прекрасно развит физически, однако если ему не исполнилось 5 лет, придется подождать. В отдельных случаях в профессиональный спорт берут четырехлеток, но с обязательным медицинским заключением докторов о состоянии его здоровья.

Минимальный возраст для начинания занятий спортом

• Художественная гимнастика, спортивная гимнастика, спортивные танцы — 5лет 
• Фигурное катание, теннис — 6лет
• Плавание, хоккей — 7лет
• Бадминтон, футбол, баскетбол — 8лет
• Биатлон, коньки, легкая атлетика — 9лет
• Единоборства, бокс, пятиборье, конный спорт,  гребля, фехтование -10лет
• Полевая стрельба, стрельба из лука — 11лет
• Триатлон, пожарно-спасательный спорт — 12лет
• Тяжелая атлетика: 
   — девушки — 13лет
   — юноши  — 10лет
• Бодибилдинг — 14лет

В 12-13 лет начинать профессионально заниматься каким-либо видам спортом уже поздно. В подростковом возрасте ребенку можно посоветовать заняться аэробикой, картингом или плаванием.
Но с какого бы возраста вы не начинали заниматься с ребенком спортом, вы всегда должны помнить  о его здоровье и его желаниях.

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интеллекта. Формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений – вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это не просто. Если вы с первых лет приучили ребёнка к правильному режиму, закалили его, то ваша задача облегчается. Вам надо лишь последовательно продолжать начатое. Но если вы уделяли физической культуре  недостаточно внимания, что-то упустили, не огорчайтесь. К счастью всё можно исправить. Надо только проявить настойчивость.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К этому, к сожалению, привыкли как к своеобразной норме. Маленький – значит слабый, — считают родители, — его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают малыша часто совсем не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребёнок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет!), не прыгал (как бы не ушибся!), не лазал (а если упадёт?!), и, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребёнка здоровее. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей – в разумном физическом воспитании.

Ведущей системой в организме ребёнка, является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Нагружая мышечную систему, вы не только воспитываете ребёнка сильным и ловким, но и развиваете его сердце, лёгкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с гораздо большим напряжением в это время работают лёгкие, почки, печень, так как усиливается обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряжённую работу ведёт к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру здоровья.

Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребёнка, тем лучше он будет развит. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Физическое воспитание ребёнка – не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Ваш ребёнок растёт, становится всё более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более чёткими, уверенными, быстрыми. Игры усложняются. В процессе игры ребёнок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он жадно тянется ко всему новому и очень подвижен. Иногда может показаться, что чересчур, но не торопитесь останавливать его. Лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования жизненно важных навыков.

Одним из важнейших средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка. Общаться с ребёнком во время физкультурных занятий надо как бы играя, при этом всегда следует учитывать возраст ребёнка, его возможности. Добивайтесь, чтобы ребёнок выполнял упражнения с радостью и удовольствием, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется его желаниям. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы оттолкнуть ребёнка от спортивных занятий и лишить его благотворного влияния на физического движения. Такое использование свободного времени полезно и взрослым, и детям. Занимаясь с ребёнком, взрослый помогает ему подтянуться, высоко подпрыгнуть, взобраться на стул или на гимнастическую стенку. Ребёнок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности движений. Постепенно эти совместные занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребёнок будет радоваться им, с нетерпением их ждать. Такие занятия должны стать ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребёнка может принести  желаемые  результаты: регулярное повторение и логическая преемственность занятий являются предпосылками успеха.

Необходимо иметь в виду и ещё одно немаловажное обстоятельство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

Чтобы сознательно заниматься с ребёнком физкультурой, то есть чтобы уметь выбрать наиболее подходящие для него упражнения, посильную нагрузку, правильно судить о его развитии, надо знать особенности детского организма в дошкольном периоде и те изменения, которые происходят в нём по мере того, как он взрослеет.

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений – активное бронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые

двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Упражнения для коррекции стопы

  1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут
  2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут
  3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости
  4. Ходьба по палке
  5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой
  6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут
  7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул
  8. Медленные приседания на мяче, с опорой на стул или, балансируя разведенными в сторону руками
  9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле
  10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Дети обожают кататься на велосипеде, обычно легко осваивают технологию езды, и часами крутят педали своих «железных коней» в компании сверстников. Многие родители опасаются, чтобы это увлечение их ребенка не принесло вреда их здоровью. 

Отметим, что для девочек, как и для мальчиков, езда на велосипеде совершенно безопасна. Ни на физиологическом развитии девочек, ни на их будущем материнстве и потомстве плохо поездки на велосипеде не отражаются. Тысячи велосипедисток, среди которых и чемпионы мира по велоспорту становятся матерями, счастливыми людьми. Вредное влияние велосипеда на женский организм – досужая выдумка «скучающих кумушек». 

Что касается позвоночника, то и тут опасения напрасны. Позвоночник искривляется от малоподвижного образа жизни, от слабости мышц спины и поясницы. Велосипед здесь не при чем. Напротив, как показывают многочисленные исследования, велосипед хорошо развивает длинные мышцы тела, то есть естественный мышечный корсет, который укрепляет позвоночник и не дает ему искривляться. 

Когда ребенок едет на велосипеде, опираясь на руль руками, часть веса тела и головы падает на руки. На позвоночник нагрузка меньше. Мышцы работают, напряжены. Где тут перегрузка позвоночного столба? Ребенок то садится, то слезает с велосипеда. Преодолевая горку, встает с седла велосипеда, «танцует» на педалях. Здесь все – динамика, попеременное напряжение мышц спины и пояса, хорошее их кровоснабжение. 

Другое дело, что только кататься на велосипеде ребенку недостаточно. Надо делать гимнастику, плавать, ходить на лыжах, бегать, играть в спортивные игры. А обычно, полюбив велосипед, ребята, скорее всего, полюбят и другие полезные упражнения.

Мультфильмы о физкультуре